16 марта 2012 года. п.Шаховская.
Шаховской районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи БОЛДИНА И.Н.
при секретаре МЕНЬШОВОЙ О.И.,
с участием истца КАПУСТИНОЙ О.В.,
представителей ответчиков: представителя администрации Шаховского муниципального района Московской области по доверенности – КАРУЛИНОЙ Т.В., представителя администрации сельского поселения Серединское Шаховского муниципального района Московской области по доверенности – КОНДАУРОВА А.В.,
третьих лиц: представителя органа опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Шаховскому муниципальному району ВИШНЯКОВОЙ О.Н., представителя Уполномоченного по правам человека в Московской области по доверенности – ТУГАРЕВОЙ Т.А., директора МОУ «Волоколамская школа-интернат основного образования» БОГДАНОВОЙ Н.П.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КАПУСТИНОЙ О. В. к администрации Шаховского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Серединское Шаховского муниципального района Московской области о признании нуждающимся в предоставлении жилья, не реализовавшим свое право на обеспечение жильем после выпуска из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлении права на получение вне очереди жилого помещения (квартиры) по договору социального найма за счет субвенций из бюджета Московской области,
у с т а н о в и л:
КАПУСТИНА О.В. обратилась в суд с учетом уточненных исковых требований к администрации Шаховского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Серединское Шаховского муниципального района Московской области о признании нуждающимся в предоставлении жилья, не реализовавшим свое право на обеспечение жильем после выпуска из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлении права на получение вне очереди жилого помещения (квартиры) по договору социального найма за счет субвенций из бюджета <адрес>, по тем основаниям, что истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (сироты), в связи с тем, что ее родители умерли. На основании постановления Главы Шаховского района Московской области № от 17.10.2001 года, была направлена в Волоколамскую школу-интернат на полное государственное обеспечение, и за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
В период с 31.01.1995 года по 15.06.2004 год истец обучался в МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования». После достижения 18-ти летнего возраста выбыла по месту регистрации, по адресу: <адрес>. Во время нахождения истца в учреждении для детей-сирот, сохранность закрепленной за ней жилой площади обеспечена не была. В настоящее время истец является собственником 1/2 доли данного жилого дома. На данной жилой площади зарегистрированы: истец, ее дочь Виктория – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра Т., племянница Татьяна – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, племянник Степан – ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время жилой дом № находится в ветхом, полуразрушенном состоянии, и подлежит сносу.
Не смотря на то, что истец фактически была нуждающейся в предоставлении жилья после окончания детского учреждения, жильем она обеспечена не была, так как не была своевременно признана нуждающейся. Устно истец много раз обращалась в органы опеки и попечительства п.Шаховская. 22.02.2011 года администрация сельского поселения Серединское вынесла постановление №, где ее признали малоимущей, признали нуждающейся в жилом помещении и приняли на учет. Ее учетному делу был присвоен №. Считает, что ее право быть обеспеченным жилой площадью, как оставшегося ребенка без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жильем возникло гораздо раньше, на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на основании Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», действовавшего до июля 2009 года. В данном Законе предусмотрено, что дети, за которыми жилье закреплено и которые были признаны нуждающимися в предоставлении жилья до 10 июля 2009 года, продолжают обеспечиваться жильем из бюджета Московской области.
Право истца возникло с момента фактически возникшей нуждаемости в жилье, но не было реализовано ее законным представителем МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования». Истец должна была быть обеспечена жильем после окончания данного учреждения в 2004-2005 г.г., но продолжает до сих пор состоять в очереди, и проживать ей фактически негде. В настоящее время вынуждена снимать жилое помещение для проживания.
Из-за несвоевременного признания истца нуждающейся в предоставлении жилого помещения, ее право быть обеспеченным жилым помещением за счет средств бюджета Московской области было утрачено, что требует в настоящее время в судебном порядке.
Просит суд; признать истца, лицом из числа детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилья не реализовавших свое право на обеспечение жильем после выпуска из учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; восстановить истца право быть признанной нуждающейся в обеспечении жильем до внесения изменений в Закон Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», действующий до 10 июля 2009 года; обязать администрацию Шаховского муниципального района Московской области включить истца в списки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа за счет средств бюджета Московской области в соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»; обязать администрацию Шаховского муниципального района Московской области в 2012 году предоставить истцу однократно вне очереди однокомнатную квартиру в соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (л.д.1-8, 107-112).
В судебном заседании истец КАПУСТИНА О.В., исковые требования изложенные в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении поддержала, уточнив при этом п.2, и просит признать за ней право состоять в очереди на улучшение жилищных условий с 2008 года в соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Также в п.4 просит не указывать 2012 год по обязанности в предоставлении администрацией Шаховского муниципального района однокомнатной квартиры.
Представитель ответчика, администрации Шаховского муниципального района КАРУЛИНА Т.В., с исковыми требованиями КАПУСТИНОЙ О.В. согласна, пояснив при этом, что в действиях администрации имеется вина, что сирота КАПУСТИНА О.В., после выпуска из школы-интерната, не была принята на учет по обеспечении жильем, и закрепленное за ней жилье не было сохранено.
Представитель ответчика, администрации сельского поселения Серединское КОНДАУРОВ А.В., с исковыми требованиями КАПУСТИНОЙ О.В. согласен, пояснив при этом, что КАПУСТИНА О.В. в 2008 году обращалась в администрацию поселения, по поводу предоставления жилья, но на учет ее не поставили. О том, что она имеет статус сироты, администрация знала.
Третье лицо: директор МОУ «Волоколамская школа-интернат основного образования» БОГДАНОВА Н.П., требования КАПУСТИНОЙ О.В. поддержала, суду пояснила, что истец находилась в МОУ «Волоколамская школа-интернат основного образования», и после ее выпуска в 2004 году, не проконтролировали, как устроена ее дальнейшая судьба, и обеспечена она жильем или нет.
Третье лицо: представитель органа опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Шаховскому муниципальному району ВИШНЯКОВА О.Н., требования КАПУСТИНОЙ О.В. поддержала, суду пояснила, что после выпуска из школы-интерната, органы опеки и попечительства, также не проконтролировали о дальнейшей судьбе истца, и просит удовлетворить ее требования.
Третье лицо: представитель Уполномоченного по правам человека в Московской области по доверенности ТУГАРЕВА Т.А., требования КАПУСТИНОЙ О.В. поддержала, суду пояснила, что за время нахождения истца в детском учреждении на полном государственном обеспечении, жилое помещение не сохранилось в пригодном состоянии, и после окончания образовательного учреждения она не была вселена в закрепленное жилое помещение. Из-за не надлежащего технического состояния жилья, отсутствия необходимых санитарно-технических условий, в обеспечении жильем, но своевременно после выпуска из детского учреждения не была признана нуждающейся в обеспечении жильем, и поэтому своевременно не была обеспечена жильем за счет средств бюджета Московской области, просит удовлетворить ее требования.
Выслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования КАПУСТИНОЙ О.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
КАПУСТИНА О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшись без попечения родителей, отец К. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать К1. умерла ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления Главы Шаховского района от 17.10.2001 года №, была направлена в Волоколамскую школу-интернат на полное государственное обеспечение, и за ней было закреплено право проживания по адресу: <адрес> (л.д.14).
В МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования», истец находилась с 31.01.1995г. до 15.06.2004г., и имела статус сироты, откуда выбыла по месту регистрации по достижении возраста 18-ти лет (л.д.33).
Согласно технического паспорта от 2005 года на д. № в <адрес>, физический износ основного строения составил 50% (л.д.20). Как пояснила истец, что в данном домовладение проживать было не возможно, так как он был не сохранен. Данное обстоятельство не отрицают и ответчики.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы, ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно ч.1 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанные выше лица выделены в ЖК РФ не только в целях обеспечения жильем во внеочередном порядке (ст. 57 ЖК РФ), но и как особая категория, общее право которой получить жилое помещение по договору социального найма закрепляется федеральным законом (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
При этом, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма должно быть обеспечено лицам, указанным в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не только в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения (которыми граждане пользовались до направления в специализированные учреждения и т.п.), но и в иных случаях нуждаемости в жилых помещениях, предусмотренных нормами жилищного законодательства.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по адресу: <адрес>, которое было закреплено за истцом было не сохранено, это не отрицают представители ответчиков по делу, а также подтверждается актом (л.д.29). В настоящий момент истец снимает жилое помещение для проживания.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания.
Кроме того, в судебном заседании установлен тот факт, что и не отрицается представителем ответчика администрации сельского поселения Серединское, что в момент обращения истца в данную администрацию в 2008 году по вопросу обеспечения жильем, постановке на соответствующий учет, имело место до достижения истцом 23-летнего возраста, и истец относился к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Также в судебном заседании установлено, объективная нуждаемость в жилом помещении истца, поскольку жилое помещение истцу не было предоставлено, а социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, поэтому истец имеет право на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма и достижение КАПУСТИНОЙ О.В. на настоящий момент 26-летнего возраста не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ей получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Также суд учитывает и то, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Ю. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Поэтому исковые требования КАПУСТИНОЙ О.В., подлежат полному удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования КАПУСТИНОЙ О. В. к администрации Шаховского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Серединское Шаховского муниципального района Московской области о признании нуждающимся в предоставлении жилья, не реализовавшим свое право на обеспечение жильем после выпуска из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлении права на получение вне очереди жилого помещения (квартиры) по договору социального найма за счет субвенций из бюджета Московской области– удовлетворить.
Признать КАПУСТИНУ О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, лицом из числа детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилья не реализовавших свое право на обеспечение жильем после выпуска из учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Признать право КАПУСТИНОЙ О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, состоять в очереди на улучшение жилищных условий с 2008 года в соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Обязать администрацию Шаховского муниципального района Московской области включить КАПУСТИНУ О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в списки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа за счет средств бюджета Московской области в соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Обязать администрацию Шаховского муниципального района Московской области предоставить КАПУСТИНОЙ О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, однократно вне очереди по договору социального найма за счет средств субвенции из бюджета Московской области однокомнатную квартиру в соответствии с Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца с момента его вынесения, через Шаховской районный суд Московской области.
Председательствующий: