дело № 2-2684/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 апреля 2015 года г. Пушкино МО Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Акиндиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чванова А.В. о признании незаконными решений ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета и об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании осуществить кадастровый учет земельного участка,
установил:
Чванов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета № МО-14/РКФ-805934 от 25 декабря 2014 года.
В обоснование своих требований Чванов А.В. указал, что является собственником земельного участка для садоводства общей площадью 600 кв.м., кадастровый номер 50:13:0030421:99, расположенного по адресу: <адрес>. С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99 выполнены кадастровые работы, подготовлен межевой план, в котором указано, что фактическая площадь земельного участка составила 1199 кв.м.. Спора о границах между смежными землепользователями не имеется. Сформированный кадастровым инженером межевой план сдан в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области для внесения соответствующих изменений. 25 декабря 2014 года органом кадастрового учета вынесено решение № МО-14/РКФ-805934 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99 в части сведений о местоположении границы и площади. Приостановка обоснованна тем, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка, а также выявленным расхождением фактической площади земельного участка по сведениям межевого плана и площади земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости. Считает данное решение незаконным и необоснованным. Просит суд признать незаконным решение № МО-14/РКФ-805934 от 25 декабря 2014 года отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99, расположенного по адресу: <адрес>, обязать отдел кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с материалами межевого плана, представленного с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № 50-0-1-37/3002/2014-866 от 22.12.2014 года (л.д. 4-7).
В судебном заседании представитель заявителя на основании доверенности Рожков А.В. (л.д. 8) дополнил требования, также просил, кроме вышеуказанных требований, признать незаконным решение № МО-15/РКФ-131628 от 25 марта 2015 года Отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об отказе государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99, расположенного по адресу: <адрес>. Обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по доверенности Жидикова О.Н. (л.д. 34) возражала против удовлетворения заявления, поддержала решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, заявление Чванова А.В. подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.07г.
В соответствие со ст. 16 указанного Закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
В силу ст. 20 Закона № 221-ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).
Судом установлено, что Чванов А.В. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 11).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:13:0030421:99, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По инициативе Чванова А.В. кадастровым инженером Фроловым А.Ю. выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевому плану фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 1199 кв. м, данные границы согласованы смежными землепользователями, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка заявителя (л.д.12-24).
Чванов А.В. обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, представив предусмотренные ст. 22 Закона № 221-ФЗ необходимые документы: заявление, межевой план.
25 декабря 2014 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области принято решение № МО-14/РКФ-805934 о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99, а также отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ указанного земельного участка, в то время как его площадь составляет 1199 кв.м., а площадь по сведениям государственного кадастра недвижимости равна 600 кв.м. (л.д.9).
25 марта 2015 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области принято решение № МО-15/РКФ-131628 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послужившим основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. 37).
Статья 26 ч.2 п.5 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствие с п.6 ч.2 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Однако, указание ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об отсутствии в межевом плане сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При определении границ земельного участка истца, вышеуказанные требования выполнены, границы и площадь 1199 кв.м. земельного участка определены с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, согласованы всеми смежными совладельцами и садоводческим товариществом, в границах которого находится земельный участок истца, что подтверждается актом согласования границ земельного участка (л.д.22).
Представленный заявителем межевой план содержит все необходимые сведения, в том числе заключение кадастрового инженера, подтверждающие фактическое местоположение границ указанного земельного участка (л.д. 12-31).
По сути, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области не согласно с уточненной площадью земельного участка, которая превышает зарегистрированную на 599 кв.м.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени на территории Пушкинского района не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем, предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства устанавливается законами субъектов РФ.
В соответствие со ст.1 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства - 0,06 га.
Уточняемая площадь земельного участка Чванова А.В. согласно выполненным замерам кадастрового инженера Фролова А.Ю. составила 1199 кв.м., что на 599 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для использования для целей садоводства в 0,06 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
Обоснование ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области указанной позиции основано на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, оспариваемые решения о приостановлении и отказе в учете изменений объекта недвижимости суд находит незаконными. Принятые решения не соответствует закону и нарушают права заявителя на внесение уточненных сведений в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади объекта недвижимости с кадастровым номером 50:13:0030421:99 на основании поданного Чвановым А.В. заявления и представленных им документов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Чванова А.В. об оспаривании решений ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области о признании незаконными решений ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета и об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании осуществить кадастровый учет земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным принятое ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области решение № МО-14/РКФ-805934 от 25 декабря 2014 года о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Признать незаконным принятое ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области решение № МО-15/РКФ-131628 от 25 марта 2015 года об отказе государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030421:99, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с материалами межевого плана, представленного с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № 50-0-1-37/3002/2014-866 от 22.12.2014 года
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме -28 апреля 2015 года.
Судья: