К делу №2-323/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2012 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Семенова Е.А.,
при секретаре судебного заседания Алиевой Е.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
лица, в чьих интересах заявлен иск, - Костюченко К.В.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования Тихорецкий район – Мисаль Е.В. (доверенность от 21.09.2011 №7182),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район – Карпенко О.И. (доверенность №432 от 13.03.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Костюченко Кристины Валерьевны к администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тихорецкой межрайонной прокуроры в интересах Костюченко К.В. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Костюченко К.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее детей – сирот) в связи с чем, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Несмотря на то, что Костюченко К.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
В судебном заседании представитель истца Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении. Она пояснила, что постановлением главы губернатора Краснодарского края от 30.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот, согласно которому указанную функцию обязаны исполнять органы местного самоуправления. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрации Тихорецкого района переданы полномочия по осуществлению мер социальной поддержки и обеспечению жильем детей-сирот.
Представитель истца просит суд обязать ответчиков вне очереди предоставить Костюченко К.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Лицо, в чьих интересах заявлен иск, - Костюченко К.В. исковые требования поддержала, просила обеспечить её жильем.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район Мисаль Е.В. исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснила, что администрация Краснодарского края передала государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот на территории города Тихорецка и Тихорецкого района районной администрации. Всего на 2011 год из краевого бюджета на реализацию указанных полномочий Тихорецкому району было выделено 5024300 рублей, которые полностью израсходованы по назначению. В краевом бюджете бюджету муниципального образования Тихорецкий район на 2012 год предусмотрены денежные средства краевого бюджета в сумме 15072800 рублей на реализацию указанных полномочий. Однако, по состоянию на 12 марта 2012 года в местный бюджет не поступили указанные субвенции из краевого бюджета. Без выделения (направления) в бюджет муниципального образования Тихорецкий район денежных средств краевого бюджета на исполнение государственного полномочия правовых оснований обязать администрацию исполнить данное государственное полномочие не имеется. Расходование денежных средств краевого бюджета по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан осуществляется на основании заключаемых департаментом семейной политики Краснодарского края как главным распорядителем средств краевого бюджета соглашений. В 2012 году такое соглашение не заключалось, денежные средства краевого бюджета в виде субвенции в бюджет муниципального образования Тихорецкий район не переданы. Обеспечение Костюченко К.В. жилым помещением за счет собственных средств местного бюджета повлечет нарушение Бюджетного кодекса РФ в части целевого использования денежных средств. При поступлении в местный бюджет денежных средств краевого бюджета гражданам указанных категорий будет организовано предоставление жилых помещений в пределах поступивших в местный бюджет денежных средств. Кроме того, в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилым помещением по месту жительства после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В настоящее время Костюченко К.В. является студенткой Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тихорецкий индустриальный техникум» Краснодарского края. Таким образом, предоставление Костюченко К.В. жилого помещения по договору социального найма возможно лишь по окончании её пребывания в образовательном учреждении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район – Карпенко О.И. считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснила, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 02.02.2012 года Костюченко К.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, внесена в отдельный основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Тихорецкий район по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа» с датой принятия на учёт – 20.01.2012 года, состоит на льготном учете в списке под №77, в настоящее время она является студенткой Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тихорецкий индустриальный техникум» Краснодарского края. А в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилым помещением по месту жительства после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При поступлении в местный бюджет денежных средств краевого бюджета и окончании пребывания Костюченко К.В. в образовательном учреждении она будет обеспечена жильем.
Представители ответчиков - администрации Краснодарского края и департамента семейной политики администрации Краснодарского края в суд не явились. В поступивших ходатайствах просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, указывая, что реализация права Костюченко К.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Костюченко К.В. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Тихорецкий район и окончании пребывания в образовательном учреждении.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации в статье 2 закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции), в котором обеспечивается право каждого на жилище (части 1 и 3 статьи 40) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В судебном заседании установлено, что Костюченко Кристина Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей – сирот и не имеет закрепленного жилого помещения на территории Тихорецкого района Краснодарского края.
На условиях безвозмездного пользования жилым помещением она проживает по адресу: Тихорецкий район, поселок Полевой, улица <адрес>, дом № и зарегистрирована по указанному адресу.
Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 02.02.2012 №153 Костюченко К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно справке Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тихорецкий индустриальный техникум» Краснодарского края от 17.01.2012 года №56 Костюченко Кристина Валерьевна с 01 сентября 2011 года учится на 1 курсе дневного (очного) отделения по специальности «мастер отделочных строительных работ» ГБОУ СПО «Тихорецкий индустриальный техникум», срок окончания обучения – 30 июня 2012 года, то есть находится на полном государственном обеспечении.
Порядок предоставления гражданам Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма установлен Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о дополнительных гарантиях детей – сирот) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а нормой статьи 8 установлено, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, не установлен и срок его предоставления.
Согласно статье 5 Закона о дополнительных гарантиях детей-сирот исполнение указанных гарантий относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социально найма.
На основании пункта 1.3 указанного Порядка установлено, что функции, связанные с осуществлений мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями, а в пункте 4.4 предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Статьями 1 и 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам.
Данным краевым законом указанные государственные полномочия в области социальной сферы переданы муниципальному образованию Тихорецкий район.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования Тихорецкий район наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам.
В судебном заседании ответчиками не оспорено право Костюченко К.В. как ребенка – сироты на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Однако, несмотря на то, что Костюченко К.В. принята на учет администрацией Тихорецкого района, она не обеспечена жильем в соответствии с требованиями Закона о дополнительных гарантиях детей-сирот.
При указанных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилым помещением по месту жительства после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, надлежит возложить на ответчиков обязанность предоставить Костюченко К.В. по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, при поступлении финансирования из бюджета Краснодарского края согласно очереди для данной категории граждан по окончании учебного заведения – 30 июня 2012 года.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора Тихорецкой межрайонной прокуроры в интересах Костюченко Кристины Валерьевны к администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Возложить на администрацию Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края и администрацию муниципального образования Тихорецкий район обязанность предоставить Костюченко Кристине Валерьевне по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям при поступлении финансирования из бюджета Краснодарского края согласно очереди для данной категории граждан по окончании учебного заведения – 30 июня 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: