Дело 2-185/ 2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» декабря 2017 года пос. Фирово
Фировский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Костецкой Н.А.
при секретаре Виссарионовой В.В.,
с участием истца Горбовой Л.В.
представителя ответчика ТОСЗН Фировского района Тверской области, Афанасьевой Е.В.
в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску Горбовой Ларисы Владимировны к Территориальному отделу социальной защиты населения Фировского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании незаконными решений Территориального отдела социальной защиты населения Фировского района Тверской области об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и (или) последующих детей, об отказе в выдаче свидетельства на материнский ( семейный) капитал предусмотренных Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке», постановлением Администрации Тверской области №10-па от 21. 01.2005 года, Постановлением Правительства Тверской области №693-пп от 13.11.2012 года, возложении обязанности на Территориальный отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области назначить ежемесячную денежную выплату на третьего и (или) последующих детей и выплатить указанную выплату с даты рождения третьего ребенка, а так же возложении обязанности на Территориальный отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области выдать свидетельство на материнский ( семейный ) капитал предусмотренные Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке»,
УСТАНОВИЛ:
Горбова Л.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения (далее ТОСЗН) Фировского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании незаконными решений Территориального отдела социальной защиты населения Фировского района Тверской области об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и (или) последующих детей, об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал предусмотренных Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке», постановлением Администрации Тверской области №10-па от 21. 01.2005 года, Постановлением Правительства Тверской области №693-пп от 13.11.2012 года, возложении обязанности на Территориальный отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области назначить ежемесячную денежную выплату на третьего и (или) последующих детей и выплатить указанную выплату с даты рождения третьего ребенка, а так же возложении обязанности на Территориальный отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области выдать свидетельство на материнский (семейный) капитал предусмотренные Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке».
В обоснование иска указала, что с 2014 года она проживает в <адрес> со своим сожителем ФИО6 и тремя несовершеннолетними детьми: ФИО7- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3- ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По указанному адресу она с детьми зарегистрирована по месту пребывания с 06 марта 2017 года. Она с детьми зарегистрирована по месту жительства по <адрес>, однако, по указанному адресу они не проживают более семи лет.
После рождения третьего ребенка- ФИО3- ДД.ММ.ГГГГ г.р. им был присвоен статус многодетной семьи и в связи с чем ТОСЗН Фировского района Тверской области было выдано удостоверение №.
10 марта 2017 года она обратилась в ТОСЗН Фировского района Тверской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на 3-го и (или) последующих детей и с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал, установленные Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке».
ТОСЗН Фировского района Тверской области ответил ей отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты на 3 –го и (или) последующих детей, и в выдаче свидетельства на материнский (семейный капитал) в связи с тем, что она и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту жительства по <адрес> а по <адрес> они зарегистрированы по месту пребывания.
В связи с чем, истица просила суд признать незаконными решения ТОСЗН Фировского района Тверской области об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и (или) последующих детей и выдаче свидетельства на материнский ( семейный) капитал и обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату на третьего ребенка и выплатить указанную выплату в даты рождения третьего ребенка а так же обязать ответчика выдать свидетельство на материнский ( семейный ) капитал, предусмотренные вышеуказанным Законом.
В судебном заседании истица Горбова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – ТОСЗН Фировского района Тверской области Афанасьева Е.В. исковые требования не признала в полном объеме, дала пояснения согласно доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Министерство социальной защиты населения Тверской области, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя, просило в удовлетворении иска отказать, в своих возражениях указало, что Министерство социальной защиты населения в качестве органа осуществляющего методическое обеспечение работы по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат, всех видов государственной социальной помощи, компенсаций, пособий, вправе давать разъяснения по вопросам, возникающим при осуществлении указанных выплат, в связи с чем считает необоснованным привлечение его к участию в настоящем деле в качестве соответчика. В соответствии со ст.3 Закона Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» его действие распространяется на многодетные семьи, в которых один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Тверской области. Законодательством РФ не установлены иные документы ( кроме документов о регистрации по месту жительства), которыми может быть подтвержден факт нахождения места жительства гражданина на территории РФ при решении вопроса о предоставлении мер социальной поддержки. Так как Горбова Л.В. зарегистрирована по месту жительства в Омской области, ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо- Министерство труда и социального развития Омской области ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя. В своем отзыве на исковое заявление указало, что Горбова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по <адрес> является получателем ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», обращения на иные меры социальной поддержки от Горбовой Л.В. в БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» не поступали.
С учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 3 Закона Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» настоящий закон распространяется на:
- многодетные семьи, в которых один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Тверской области;
Согласно ст.6.3 Закона семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения (усыновления) третьего ребенка и (или) последующих детей, устанавливается ежемесячная денежная выплата при условии рождения указанных детей после 31 декабря 2012 года.
Семьей, нуждающейся в поддержке, является семья, средний душевой доход которой ниже среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Тверской области за год, предшествующий году обращения, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.
Ежемесячная денежная выплата предоставляется в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в Тверской области за второй квартал года, предшествующего выплате, но не ниже размера данной ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой в году, предшествующему выплате.
Право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей (усыновителей) на рожденного (усыновленного) третьего ребенка и (или) последующих детей, совместно проживающих с ним, до достижения каждым из них возраста трех лет.
Порядок и условияПорядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Тверской области.
Семьям, одновременно имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, и ежемесячного пособия, установленного статьей 6 настоящего закона, предоставляется одна из мер социальной поддержки по их выбору.
Согласно п.3 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке, в случае рождения (усыновления) третьего ребенка и (или) последующих детей утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 25 декабря 2012 г. N 817-пп ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей), место жительства которого находится на территории Тверской области, на рожденного (усыновленного) третьего ребенка и (или) последующих детей, совместно проживающих с ним, до достижения каждым из них возраста трех лет при условии рождения указанных детей после 31 декабря 2012 года.
Согласно ст. 6.2 Закона в Тверской области устанавливается материнский (семейный) капитал в размере 50 000 рублей. Право на материнский (семейный) капитал имеют:
1) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка либо последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на указанную меру социальной поддержки, начиная с 1 января 2012 года (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей); Предоставление материнского (семейного) капитала гражданам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется в случае их совместного проживания с детьми.
Право на материнский (семейный) капитал возникает у граждан при рождении (усыновлении):
1) ребенка, следующего за ребенком, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на материнский (семейный) капитал за счет средств федерального бюджета;
Материнский (семейный) капитал не выплачивается в случаях:
1) снятия граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с регистрационного учета по месту жительства на территории Тверской области;
Порядок и условияПорядок и условия предоставления, а также распоряжения материнским (семейным) капиталом устанавливаются Правительством Тверской области.
Согласно п.2 Порядка и условий предоставления и распоряжения материнским (семейным) капиталом гражданам Российской Федерациив Тверской области утвержденного постановлением ПравительстваТверской области от 13 ноября 2012 г. N 693-пп материнский (семейный) капитал предоставляется гражданам Российской Федерации, указанным в пункте 2 статьи 6.2 закона Тверской области от 29.12.2004 N 78-ЗО "О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке", место жительства которых находится на территории Тверской области.
Свидетель ФИО6 сообщил, что он проживает совместно с Горбовой Л.В. без регистрации брака. Они оба зарегистрированы по месту жительства в Омской области. У них есть трое совместных несовершеннолетних детей: ФИО7- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3- ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На протяжении нескольких лет они вместе с детьми проживают на территории Фировского района Тверской области. Только в марте 2017 года зарегистрировались по месту пребывания по <адрес>, однако в этом доме они фактически не проживают.
Судом установлено, что 10 марта 2017 года Горбова Лариса Владимировна обратилась в ТОСЗН Фировского района Тверской области с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал и с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на 3-го и (или) последующих детей, в связи с рождением третьего ребенка Бабенко Валентины Павловны – 20 декабря 2016 года рождения, установленных Законом Закона Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» с приложением документов: копии паспорта, свидетельств о рождении троих детей, справки о составе семьи. (л.д.41-49)
В судебном заседании установлено, что Горбова Л.В. сожительствует с ФИО6, брак между ними не зарегистрирован. У Горбовой Л.В. и ФИО6 есть трое совместных несовершеннолетних детей: ФИО7- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей (л.д.8-10).
Согласно копий паспортов Горбова Л.В. зарегистрирована по месту жительства по <адрес> 10 января 2001 года, ФИО6 зарегистрирован по месту жительства по <адрес> 31 марта 2004 года. ( л.д. 43-44)
Согласно копий свидетельств о регистрации по месту пребывания Горбова Л.В. и ее несовершеннолетние дети: ФИО7- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3- ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по месту пребывания по <адрес> 06 марта 2017 года по 06 марта 2019 года. (л.д.11-12)
Согласно сообщения ТОСЗН Фировского района Тверской области от 28.09.2017 года Горбовой Л.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на 3-го и (или) последующих детей и в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с тем что Горбова Л.В. и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы по постоянному месту жительства на территории Омской области. (л.д.51)
Согласно информации БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» удостоверение многодетной семьи Горбовой Л.В. и ФИО6 не выдавалось, ежемесячное пособие многодетной семье Горбовой Л.В. на детей не назначались и не выплачивались ( л.д.54-57)
Так как в соответствии со ст. 3 Закона Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» настоящий закон распространяется на многодетные семьи, в которых один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Тверской области, суд принимает во внимание, что указанной нормой законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Тверской области.
Согласно ст. 9 упомянутого Закона финансирование расходов на выплату пособия многодетной семье осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.
Согласно вышеперечисленных положений заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал подается заявителем в территориальный отдел социальной защиты населения по месту своего жительства (далее - территориальный отдел) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", действующей в редакции на момент спорных правоотношений, место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 06 февраля 2003 г. № 105-О в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение ТОСЗН Фировского района Тверской области об отказе Горбовой Л.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и (или) последующих детей и выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренных Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке», обоснован, поскольку установлено, что истица зарегистрирована в Омской области, регистрации по месту жительства в Тверской области не имеет, то есть Горбовой Л.В. не соблюдено условие о регистрации в регионе – Тверская область, наличие которого предоставляет право на получение таких мер региональной поддержки, как ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка и материнский ( семейный) капитал.
Истица Горбова Л.В. будучи зарегистрированной по месту жительства в Омской области, не лишена права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в Омской области, а само по себе отсутствие у нее желания на их получение в указанном субъекте Российской Федерации не может являться основанием для обязания ТОСЗН Фировского района Тверской области предоставить ей меры социальной поддержки как лицу, проживающему без регистрации по определенному адресу на территории Тверской области.
С учетом изложенного, суд полагает, что решения ТОСЗН Фировского района Тверской области об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и (или) последующих детей, об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал истице Горбовой Л.В. является законным и обоснованным, связи с чем, исковые требования Горбовой Л.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Горбовой Ларисе Владимировне в удовлетворении иска к Территориальному отделу социальной защиты населения Фировского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании незаконным решений Территориального отдела социальной защиты населения Фировского района Тверской области об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и (или) последующих детей, об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал предусмотренных Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года « О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке», постановлением Администрации Тверской области №10-па от 21. 01.2005 года, Постановлением Правительства Тверской области №693-пп от 13.11.2012 года, возложении обязанности на Территориальный отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области назначить ежемесячную денежную выплату на третьего и (или) последующих детей и выплатить указанную выплату с даты рождения третьего ребенка, а так же возложении обязанности на Территориальный отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области выдать свидетельство на материнский ( семейный ) капитал предусмотренные Законом Тверской области №78-ЗО от 29.12.2004 года «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Фировский районный суд Тверской области.
Судья Н.А. Костецкая
Полный текст мотивированного решения изготовлен 12 декабря 2017 года.
Судья Костецкая Н.А.
Решение обжаловано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 15 февраля 2018 года оставлено без изменения.