Хасавюртовский районный суд РД Дело № 33-1340/2015
Судья Минтемирова З.А.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 марта 2015 года г.Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.К.,
судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление Роспотребнадзора по РД) в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования сельского поселения «село Аджимажагатюрт» Хасавюртовского района Республики Дагестан (далее МО СП «село Аджимажагатюрт») о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения, по апелляционной жалобе МО СП «село Аджимажагатюрт» на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 20 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., судебная коллегия,
установила:
Управление Роспотребнадзора по РД в лице ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «село Аджимажагатюрт» о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения,
В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт проведена проверка соблюдения исполнения законодательства по эксплуатации систем водоснабжения и обеспечения водой на территории МО СП «село Аджимажагатюрт». При этом установлено, что в нарушение требований ст.ст.11 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 года, территории, где размещены артскважины, не забетонированы и благоустроены, нет согласованной Программы производственного контроля и договора на проведение лабораторных исследований, сами лабораторные исследования качества подаваемой населению питьевой воды не проводятся, не ведется учет аварий и утечек водопроводной сети, не проводится плановая ревизия и профилактическая дезинфекция водопроводной сети, нет санитарно-эпидемиологического заключения на зоны санитарной охраны водных объектов. 8 сентября 2014 года МО СП «село Аджимажагатюрт» выдано предписание № об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако требования санитарно-эпидемиологического законодательства при охране источников питьевого водоснабжения администрацией МО СП «село Аджимажагатюрт» не выполнены в полном объеме.
Решением Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 20 января 2015 года исковые требования Управления Роспотрребнадзора по РД удовлетворены, постановлено:
«Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «село Аджимажагатюрт» Хасавюртовского района Республики Дагестан по охране источников питьевого водоснабжения.
Обязать администрацию муниципального образования «село Аджимажагатюрт» Хасавюртовского района Республики Дагестан в двухмесячный срок с момента вступления в силу настоящего решения суда провести капитальный ремонт водоочистных сооружений и привести его в соответствие с санитарными нормами.
Обязать администрацию муниципального образования «село Аджимажагатюрт» Хасавюртовского района Республики Дагестан в двухмесячный срок с момента вступления в силу настоящего решения суда организовать производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с требованиями п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
На указанное решение суда представителем МО СП «село Аджимажагатюрт» подана апелляционная жалоба, из которой следует, что ответчиком не отрицается наличие выявленных проверкой нарушений, однако не согласен с решением суда, поскольку оно вынесено без учета того, что у МО СП «село Аджимажагатюрт» отсутствуют достаточные финансовые средства для устранения недостатков, изложенных в иске.
Представителем Управления Роспотребнадзора по РД А.У. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых, считая решения суда законным, обоснованным, просит отказать в ее удовлетворении.
Администрация МО СП «село Аджимажагатюрт», Управление Роспотребнадзора по РД надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, однако их представители в судебное заседание не явились, не заявили об отложении рассмотрения дела на другой срок. Представитель администрации МО СП «село Аджимажагатюрт» в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело без их участия.
В связи с чем, согласно ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации МО СП «село Аджимажагатюрт», Управления Роспотребнадзора по РД.
Изучив материалы дела, обсудив, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что иск Управления Роспотребнадзора по РД подлежат удовлетворению.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона, и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Так, в рамках проверки состояния благоустроенности артскважин, проведенной ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт, установлено, что нарушены гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжение территории МО СП «село Аджимажагатюрт», которые не отвечают предъявляемым законом требованиям.
11 июля 2014 года Главе МО СП «село Аджимажагатюрт» А.С. выдано предписание № об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В тот же день в отношении главы МО СП «село Аджимажагатюрт» А.С. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст.<....> КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, тот привлечен к административной ответственности.
Однако при повторной проверке в целом были выявлены аналогичные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при охране источников питьевого водоснабжения со стороны администрации МО СП «село Аджимажагатюрт», которые не устранены в полном объеме.
Считая выявленные нарушения незаконным бездействием со стороны администрации МО СП «село Аджимажагатюрт», нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан, создающим угрозу их жизни и здоровью, Управление Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с указанными выше исковыми требованиями.
В соответствии со ст.46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.35 Закона Республики Дагестан от 13 января 2005 года № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» МО «село Аджимажагатюрт» наделено статусом сельского поселения.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции закона, действовавшей до 09.01.2015 года, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предела полномочий, установленных законодательством России.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 названного Федерального закона к вопросам местного значения относятся владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании ст.ст.11 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Данными Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26 сентября 2001 года № 24.
Согласно п.п.4.1,4.8 указанных Правил, за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
В соответствии с пп.5. п.4 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч.2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п.1 ст.37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии с пп.1 и 5 п.1 ст.50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В нарушение указанных требований закона на территории МО СП «село Аджимажагатюрт» территории, где размещены артскважины, не забетонированы и не благоустроены, нет контроля над качеством получаемой населением питьевой воды и ряд других наращений, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами по делу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие благоустроенных и соответствующих нормам источников питьевого водоснабжения, нарушает права граждан и неопределенному кругу лиц, угрожает их здоровью. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Довод ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии у МО СП «село Аджимажагатюрт» достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.
По положениям ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 20 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МО СП «село Аджимажагатюрт» - без удовлетворения.
Председательствующий А.К. Джарулаев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев