Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-1248/13
г. Наро-Фоминск 14.05.2013
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Минаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гавриловой ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным и необоснованным отказа в государственной регистрации
установил:
Гаврилова Л.В. обратилась в суд с заявлением Управлению Росреестра по г. Москве, в котором просит признать незаконным и необоснованным отказ от ДД.ММ.ГГГГ № № в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1403 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Гаврилова Л.В. в судебное заседание явилась, просит удовлетворить заявленные требования. В обоснование своих требований Гаврилова Л.В. ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменными заявлениями в Управление Росреестра по г. Москве о государственной регистрации прекращения права собственности на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок и о государственный регистрации права собственности на два земельных участка, образованных в результате раздела прежнего земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по г. Москве принято решение об отказе в государственной регистрации на том основании, что площадь вновь образованных земельных участков больше площади разделяемого земельного участка на 3 кв.м.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве в судебное заседание явился, представит письменный отзыв на иск, просит отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих возражений указывает, что решение об отказе в государственной регистрации является законным, поскольку площадь образуемых земельных участков не соответствует площади преобразуемого земельного участка по правоустанавливающим документам на величину допустимой погрешности в 3 кв.м.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Гавриловой Л.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверенного нотариусом Наро-Фоминского нотариального округа Недолужко Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ реестр № №, и договора дарения доли земельного участка, удостоверенного нотариусом г. Апрелевки Наро-Фоминского нотариального округа Крестинской М.А. ДД.ММ.ГГГГ реестр №, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым № № общей площадью 3000 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Гавриловой Л.В. принято решение, удостоверенное нотариусом г. Апрелевки Наро-Фоминского нотариального округа Крестинской М.А. ДД.ММ.ГГГГ реестр № №, о разделе вышеуказанного земельного участка на два земельных участка: на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1600 кв.м и на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1403 кв.м.
Раздел земельного участка произведен в соответствии с границами, обозначенными в кадастровых паспортах земельных участках, выданных Апрелевским отделом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменными заявлениями в Управление Росреестра по г. Москве о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 3000 кв.м и о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1600 кв.м и на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1403 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по г. Москве принято решение об отказе в государственной регистрации. В сообщении об отказе в государственной регистрации основанием отказа указано, что площадь вновь образованных земельных участков больше площади земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, что противоречит п. 1 ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков либо иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Обязательным приложениям к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, является правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (далее - исходный земельный участок). Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Необходимые для государственной регистрации прав документы Гавриловой Л.В. были представлены. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", определяет понятие средней квадратичной погрешности при определении площади земельного участка, п. 16.2 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Роскомземом 17.02.2003, предусматривает возможность расхождения между вычисленной площадью земельного участка и его площадью, указанной в правоустанавливающем документе, при этом указанное расхождение не должно превышать величину допустимого расхождения.
Расхождение между суммарной площадью земельных участков образуемых при разделе 3003 кв.м и площадью разделяемого земельного участка по правоустанавливающим документам 3000 кв.м составляет только 3 кв. м и не превышает величину допустимого расхождения.
Согласно Приказу Минюста РФ от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка", в разделе 11 кадастрового паспорта земельного участка указывается площадь земельного участка и допустимая погрешность ее вычисления (при наличии сведений о погрешности в государственном кадастре недвижимости).
Представленные Гавриловой Л.В. кадастровые паспорта на образуемые при разделе земельные участки площадь имеют сведения о допустимой погрешности площади земельных участков. Площадь одного из земельных участков с учетом допустимой погрешности составляет 1600+/-28 кв.м, площадь другого - 1403+/-26 кв.м.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости» допускается проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, не будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, для ведения индивидуального жилищного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Минимальная норма предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного решением, утвержденная решением Совета депутатов Наро-Фоминского района Московской области от 22.02.2002г. № 8/22, составляет 400 кв. м.
Выдача Гавриловой Л.В. уполномоченным органом кадастровых паспортов на образуемые в результате раздела земельные участки, подтверждает правильность кадастрового учета земельных участков. Постановка земельных участков на кадастровый учет не признана недействительной.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Данный перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Вышеизложенное подтверждает, что отказ Гавриловой Л.В. в государственной регистрации является необоснованным, предусмотренных законом оснований для государственной регистрации не имеется. Обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, подтверждены, права заявителя нарушены. Ответчиком доказательств, опровергающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление Гавриловой Л.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению. В связи с чем, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление Гавриловой ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным и необоснованным отказа в государственной регистрации.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ № № в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 3000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № № общей площадью 1403 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова