Дело № 5-455/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Республика Коми, город Сыктывкар 12 апреля 2011 года
Мировой судья Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Марков М.О., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении <АДРЕС>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС>, проживающего по адресу: г. <АДРЕС> проспект, <АДРЕС>, обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КРФАП,
у с т а но в и л:
Согласно протоколу, 09 марта 2011 года в 15 часов 40 минут Зарубин Р.М., управляя автомобилем марки Санг Йонг Кайрон, г.р.з. АЕ 257 М 11, у дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> Партизан в г. <АДРЕС> совершил столкновение с автомобилем, после чего с места дорожно-транспортного происшествия скрылся, чем нарушил требования п. 2.5 Правил дорожного движения РФ.
Должностным лицом ГИБДД УВД г. Сыктывкара действия Зарубина Р.М. квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об АП, то есть оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
В представленных к протоколу материалы имеется справка ГИБДД УВД г. Сыктывкара о том, что водительского удостоверения Зарубин Р.М. неполучал.
Исследовав представленные материалы и оценив все доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.5 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, зафиксировать
в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению, сообщить о случившемся в милицию.
Вменяемые действия Зарубина Р.М. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкцией указанной статьи предусмотрено назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Применение к Зарубину Р.М. меры наказания в виде лишения права управления транспортными средствами невозможно, поскольку Зарубин Р.М. водительское удостоверение не получал.
Специальным субъектом правонарушения признается лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (достижение возраста административной ответственности и вменяемость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава правонарушения.
В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
не содержится отдельного понятия «водитель», однако в ст. 2 употребляется термин «участник дорожного движения», которым является «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства».
В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», содержится толкование понятия «водитель» - это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
При этом, согласно ст. 27 ФЗ № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением после сдачи квалификационного экзамена.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что для установления признаков субъекта по данному составу правонарушения, а именно «водителя», необходимо наличие специального права на управление транспортными средствами.
Согласно п. 23Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КРФАП административный арест может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.
Понятие «административный арест» определяет административный арест как единственный вид административного наказания, объектной целью ограничения которого выступает такое личное благо человека, как свобода. Между тем, свобода личности является наиболее значимой (после жизни и достоинства личности) ценностью, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством на конституционном уровне (ст. 2 и ч. 1 ст. 22 Конституции РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КРФАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность
(часть 2 статьи 4.1 КРФАП).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Поскольку рассматриваемая статья предусматривает альтернативное наказание, субъект данного правонарушения должен отвечать таким условиям, что выбор применяемого в конкретном случае вида наказания должен осуществляться исключительно в соответствии с вышеизложенными общими принципами назначения наказания и никак не быть заранее предопределен.
Принимая же во внимание, что одно из наказаний, перечисленных в санкции статьи, - лишение права управления транспортными средствами - предусматривает ответственность только специального субъекта, следует, что и в целом за данное правонарушение ответственности подлежит только лицо, обладающее дополнительными признаками, - имеющее специальное право на управление транспортными средствами.
И напротив, отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных конкретным составом правонарушения, исключает административную ответственность за это правонарушение даже при наличии общих признаков субъекта.
Применение административного наказания за данное правонарушение в виде ареста к лицу, не имеющему права управления транспортными средствами, невозможно, поскольку данное лицо, в отличие от лица, имеющего водительское удостоверение, оказывается в неравном положении, поскольку для водителя, имеющего удостоверение может быть применено более мягкое наказание, что противоречит принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КРФАП).
С учетом изложенного, поскольку Зарубин Р.М. не обладает правом управления транспортными средствами, он не может являться субъектом данного правонарушения, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об АП.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФАП РФ, мировой судья,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.27 КРФАП РФ в отношении Зарубина <АДРЕС> прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми через Первомайский судебный участок в течение 10 дней со дня получения копии.
Мировой судья М.О. Марков