Дело № 2а-23/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года пгт. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Свиридовой И.Г.,
при секретаре Кустовой Т.А.,
с участием помощника прокурора Пограничного района Приморского края Малофеева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прокурора Пограничного района Приморского края в защиту неопределенного круга лиц к административному ответчику - администрации Пограничного муниципального района о признании незаконными бездействий и о возложении обязанности совершить определенные действия,
У с т а н о в и л :
Прокурор Пограничного района Приморского края ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации Пограничного муниципального района Приморского края о возложении на администрацию Пограничного МР ПК обязанность направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> предложения об определении границ зон подтопления и затопления, расположенных на территории Пограничного МР, подготовленные и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML, а также установлении администрации Пограничного МР срока исполнения решения суда - в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец изменил предмет административного иска, просил признать незаконным бездействие администрации Пограничного муниципального района ПК, заключающееся в непринятии мер по подготовке предложений об определении границ зон подтопления и затопления, расположенных на территории Пограничного муниципального района, а также соответствующих карт( планов) оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в виде электронных документов в формате XML;
возложении на администрацию Пограничного муниципального района Приморского края обязанность направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон подтопления и затопления, а также соответствующие карты ( планы), подготовленные и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML.
Установлении администрации Пограничного муниципального района срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Пограничного района во исполнение поручения прокуратуры края № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией Пограничного муниципального района требований законодательства в сфере установления границ зон затопления и подтопления в документах территориального планирования, в ходе которой установлено бездействие должностных лиц администрации Пограничного муниципального района, выражающееся в ненаправлении сведений о границах зон затопления и подтопления, находящихся на территории Пограничного района, в уполномоченные органы для внесения их в государственный кадастр недвижимости, а именно установлено, что на территории Пограничного района имеются три земельных участка, подверженных подтоплению. Однако, администрацией Пограничного муниципального района в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления и подтопления, а также соответствующие карты ( планы) в виде электронных документов в формате XML не направлены.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Пограничного городского поселения и администрацией Пограничного муниципального района заключено соглашение №, согласно которому полномочия администрации Пограничного городского поселения в области вопросов местного значения, переданы администрации Пограничного муниципального района на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Пограничного муниципального района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. По результатам рассмотрения данного представления действенных мер к устранению выявленных нарушений администрацией не принято, предложения об определении границ зон подтопления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в установленном законом порядке в виде электронных документов в формате XML не направлены.
В связи с незаконным бездействием администрации Пограничного муниципального района в настоящий момент сведения о границах зон подтопления, находящихся на территории Пограничного района, в государственный кадастр недвижимости не внесены, указанные границы на публичной кадастровой карте не отображены, в связи с чем границы зон затопления, подтопления не могут считаться определенными.
Неопределение границ зон подтопления могут повлечь нарушение застройщиками требования Водного Кодекса РФ при размещении новых населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства, а также осуществления на земельных участках, фактически находящихся в зонах подтопления, мероприятий, прямо запрещенных законом, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 не признала заявленные требования, представила письменный отзыв, в котором указала, что бюджет Пограничного муниципального района на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы сформирован с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики в Пограничном МР. В его основу заложен консервативный прогноз социально- экономического развития, т.е. обеспечение действующих расходных обязательств, ограничение принятия новых обязательств.
Бюджет на 2018 год утвержден решением Думы Пограничного муниципального района с дефицитом 3,6 млн. рублей.
<адрес> бюджета на 2018 год запланированы в сумме 386 млн. рублей, из них 205,6 млн. рублей ( 53%)- налоговые и неналоговые доходы и 180,4 млн. рублей (47%)- безвозмездные поступления из краевого бюджета в виде субсидий и субвенций.
<адрес> бюджета на 2018 год запланированы в сумме 389,6 млн. рублей.
<адрес> социально направленный. 76% бюджетных расходов распределены на финансирование социальной сферы :
- на образование- 268 млн. рублей или 69%;
- на культуру, физическую культуру, СМИ- 22,7 млн. рублей или 6%;
- на социальную политику- 5,0 млн. рублей или 1%.
На дорожное хозяйство, экономику и сферу ЖКХ направлено 21,9 млн. рублей или 5% расходов бюджета.
Помимо этого, район участвует на условиях софинансирования в государственной программе Приморского края в подпрограмме «Чистая вода», выделяя Пограничному городскому поселению субсидию на строительство объекта системы водоснабжения в п. Пограничный. В 2017 году из бюджета Пограничного муниципального района направлено на эти цели 5,7 млн. рублей. В 2018 году району необходимо выделить субсидию Пограничному городскому поселению 18,0 млн. рублей.
С 2015 года изменения по разграничению полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления поселений, принятые федеральным законом Российской Федерации от 27.05.2014 года № 136-ФЗ привели к перераспределению источников расходов между бюджетами района и поселений. Передача 26-ти отдельных вопросов местного значения поселений на уровень муниципального района отразилась на расходной части бюджета Пограничного муниципального района.
Район сможет принять новые обязательства в части установления границ населенных пунктов Сергеевского и Жариковского сельских поселений, разработки местных нормативов градостроительного проектирования после завершения действующего обязательства по государственной программе Приморского края подпрограмме «Чистая вода»..
Кроме того, представитель административного ответчика дополнила, что во исполнение указаний Департамента природных ресурсов и окружающей среды ПК о предоставлении предложений об установлении границ, зон затопления, подтопления, работы должны быть завершены в 2019 году. На данный момент администрация района приступила к исполнению данного вопроса, специалисты готовы подготовить коммерческое предложение по определению границ зон подтопления до ДД.ММ.ГГГГ, сумма на исполнение этих работ определена ориентировочно в 500 000 рублей. Поскольку бюджет района сформирован, и в него заложены денежные средства на более значимые социальные программы, такие как «Чистая вода», изыскать денежные средства на выполнение требований по заявленному иску и уложиться в 6 месячный срок не представляется возможным, просила установить более реальный срок для выполнения данной программы сроком 18 месяцев.
Более того, зоны подтопления уже определены, и находятся они вне зоны территории поселения.
Представитель административного истца не возражал против установления срока исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Пограничного района во исполнение поручения прокуратуры края № 7-1369-2107 от 25.09.2017 проведена проверка соблюдения администрацией Пограничного муниципального района требований законодательства в сфере установления границ зон затопления и подтопления в документах территориального планирования, в ходе которой установлено бездействие должностных лиц администрации Пограничного муниципального района, выражающееся в ненаправлении сведений о границах зон затопления и подтопления, находящихся на территории Пограничного района, в уполномоченные органы для внесения их в государственный кадастр недвижимости, а именно в ходе проверки установлено, что на территории Пограничного района имеются три земельных участка, подверженных подтоплению. Однако, администрацией Пограничного муниципального района в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон затопления и подтопления, а также соответствующие карты ( планы) в виде электронных документов в формате XML не направлены.
В связи с выявленными нарушениями 12.10.2017 прокуратурой района в адрес главы администрации Пограничного муниципального района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
По результатам рассмотрения данного представления администрацией муниципального района действенных мер к устранению выявленных нарушений не принято, предложения об определении границ зон подтопления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в установленном законом порядке в виде электронных документов в формате XML не направлены.
Статьей 67.1 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводится специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района, относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 14 вышеуказанного ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
Исходя из положений ч.ч.3,4 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ - вышеуказанные вопросы местного значения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются в этих случаях вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу п.15 ч.1 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно п.4 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Пограничного городского поселения и администрацией Пограничного муниципального района заключено соглашение №, согласно которому полномочия администрации Пограничного городского поселения в области вопросов местного значения, переданы администрации Пограничного муниципального района на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, а также на основании сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).
Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах ( схемах), содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района ( ст.ст. 19,20,21 ГрК РФ).
Порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, регулируется Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13, 15 ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти ( его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 6 вышеуказанных Правил, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
В соответствии с п. 33 Правил предоставления документов, при информационном взаимодействии документы в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с действующим законодательством зоны затопления и подтопления являются зонами с особыми условиями использования, на территории которых недопустимо размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты.
Границы данных зон определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органов исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.
В связи с тем, что органами прокуратуры вскрыт факт ненадлежащей организации органами местного самоуправления работ в указанной сфере, бездействие администрации Пограничного муниципального района по направлению предложений об определении границ зон подтопления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, влечет невозможность определения Федеральным агентством водных ресурсов зон подтопления, затопления, о также нарушение требований Водного кодекса РФ, суд приходит к выводу что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению, с возложением на администрацию Пограничного муниципального района Приморского края обязанность направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон подтопления и затопления, а также соответствующие карты ( планы), подготовленные и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML.
Установить администрации Пограничного муниципального района срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пограничного муниципального района Приморского края, заключающегося в непринятии мер по подготовке предложений об определении границ зон подтопления и затопления, расположенных на территории Пограничного муниципального района, а также соответствующих карт ( планов) оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML.
Возложить на администрацию Пограничного муниципального района Приморского края обязанность направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предложения об определении границ зон подтопления и затопления, а также соответствующие карты ( планы), подготовленные и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ в виде электронных документов в формате XML.
Установить администрации Пограничного муниципального района срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 1 месяца с момента принятия судом мотивированного решения, которое изготовлено 17.01.18г.
Судья И.Г. Свиридова