Дело № 2а-2101/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 01 марта 2017 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Черноградской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) об оспаривании представления,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Прокуратурой РС(Я) проведена проверка по фактам нарушения прав жителей АУ РС(Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Якутске», по итогам которой в адрес министра труда и социального развития РС(Я) вынесено Представлением № от ____ г. об устранении нарушений федерального законодательства: не установлен фиксированный размер платы за социальное обслуживание граждан; занижены нормативы питания; Министерством при проведении проверок не выявлены факты несоответствия нормам обеспеченности мягким инвентарем, конфликта интересов при принятии на работу, недостачи продуктов питания. Между тем, Министерство труда и социального развития РС(Я) считает данное представление незаконным, поскольку оно противоречит ФЗ от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, имеющих право на бесплатное обслуживание. Плата производится за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг. Типовая форма которого утверждена приказом Министерства от 15.01.2015 г. №17-ОД. Общая стоимость фактически оказанных услуг определяется на основании акта выполненных социальных услуг исходя из наименования услуг, их объема и тарифов. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать ___% среднедушевого дохода получателя социальных услуг согласно ч.4 ст.26 Закона РС(Я) от 22.01.2015 г. 1404-З №363-V «О социальном обслуживании граждан в РС(Я)». Исходя из того. что размер стоимости содержания 1 койки в месяц значительно превышает доходы большинства граждан, взимание полной стоимости невозможно, соответственно взимается размер в пределах ___% от общего дохода получателя социальных услуг, остальное финансируется за счет государственного задания. При этом законодательством предусматривается сохранение права получателя на личное использование ___% своего дохода. В представлении указано, что в нарушение п.3.1. Положения Министерством не приняты меры по разработке и внесению проекта в постановление Правительства PC (Я) от 25.05.2006 №218 «Нормативных расходах на содержание учреждений образования, культуры. Социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета PC (Я), которым занижены нормативы питания по сравнению с нормами, определенными приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 13.08.2014 №552н «Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в стационарной форме». Данный приказ Минтруда и социальной защиты РФ в Министерстве юстиции РФ не зарегистрирован, обязательного характера не имеет, в соответствии с пунктом 1 нормы питания рекомендуемые. Постановление Правительства РС(Я) от 25.05.2006 №218 принято в целях планирования главными распорядителями (распорядителями) расходов государственных подведомственных учреждений в пределах ассигнований, утвержденных государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год. Согласно постановлению Правительства PC (Я) от 25.05.2006г. № 218 на 1 обслуживаемого в день составляет 282,40 рубля, согласно приказу МТ РФ от 13.08.2014 г. № 552н составляет 280, 40 рублей. Таким образом, согласно нормативу PC (Я) на 1 проживающего затрачивается 2,16 рубля в день больше, чем норматив, утвержденный Минтрудом РФ. Следовательно, расчет затрат на приобретение продуктов питания исходя из натуральных норм обеспеченности питанием учреждений социального обслуживания, утвержденных постановлением №218, не уменьшает объем средств, предусматриваемых организациям социального обслуживания на обеспечение питанием при предоставлении субсидии на выполнение государственного задания. Таким образом, нарушений федерального законодательства не имеется. В соответствии с пунктом 1.9 Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в PC Я), утвержденного Указом Главы РС(Я) от 22.12.2014 г. №245 региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Согласно плану контрольно-надзорной деятельности Минтруда РС(Я) на 2017 год плановая проверка деятельности АУ РС(Я) «Республиканский дом- интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» запланирована в апреле 2017 года. Оснований для проведения внеплановых проверок АУ РС(Я) «Республиканский дом- интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» не было. В 2016 году по заказу Минтруда РС(Я) НКО (Фонд) «Семья для ребенка» проведена независимая оценка качества предоставления социальных услуг в 5 Домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в том числе АУ РС(Я) «РДИПИ». Результаты независимой оценки опубликованы на официальном сайте Минтруда РС(Я). И.о. руководителя отдела организации социального обслуживания Я., ____ года проведен выезд в целях оценки ситуации в АУ PC (Я) «РДИПИ в г. Якутске», для принятия дальнейших управленческих решений. По обращению граждан, проживающих в АУ «РДИПИ» издан приказ от ____ № «О создании комиссии по проведению служебной проверки в АУ РДИПИ в г.Якутске». По представлению Прокуратуры PC (Я) издан приказ и. о. министра труда и социального развития PC (Я) от ____ года № «О создании комиссии по проведению служебной проверки в АУ «РДИПИ» в г. Якутске». Факты, изложенные в анонимном обращении граждан, проживающих в АУ «РДИПИ» в г. Якутске» частично подтвердились, По итогам проверки АУ «РДИПИ в г.Якутске» в целях устранения нарушений законодательства принят План мероприятий по устранению федерального законодательства, регулирующего права граждан пожилого возраста и инвалидов, отмеченных в представлении Прокуратуры PC(Я) от ____ г. №. Таким образом, Факта нарушения закона со стороны Министерства не имеется. В связи с чем, просит признать незаконным вышеуказанное представление.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Николаева М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме и просит удовлетворить, пояснила, что Министерство труда и социального развития РС(Я) частично согласилось с представлением Прокуратуры РС(Я), часть указаний была выполнена, меры предприняты.
Представитель административного ответчика по доверенности Шибина А.В. считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица, Министерства финансов РС(Я) по доверенности Иванова Т.А. пояснила, что на основании письма Прокуратуры РС(Я) об участии в прокурорской проверке с ____ года Министерством финансов РС(Я) проведена проверка эффективности использования бюджетных средств, правомерности удержания пенсионных отчислений за 2015 и 2016 годы в АУ РС(Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске». Общая сумма установленных нарушений составила ___ руб. в том числе: нецелевое использование – ___ руб., из них ___ тыс.руб. за счет пенсионных средств. Согласно положениям ФЗ от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, существенными условиями которого являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (статья 17 ФЗ-442 ). Согласно ч. 2 ст. 16 №442-ФЗ индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах и размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать ___% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (статья 32 ФЗ-442). Также, в соответствии с п. 6 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания РС(Я), утвержденному постановлением Правительства РС(Я) от 09.09.2014 №309, в договорах социального обслуживания должны быть определены виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты, (п. 6). Размер удерживаемой с пенсионных средств проживающих оплаты за предоставляемые социальные услуги должен рассчитываться индивидуально для каждого проживающего исходя из видов, объемов предоставляемых в соответствии с индивидуальными программами социальных услуг и утвержденных тарифов на социальные услуги. В АУ PC (Я) «РДИПИ в г. Якутске» в нарушение п. 4 ст. 32 №442-ФЗ, пункта 9 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания РС(Я), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 09.09.2014 г. №309, со всех проживающих в качестве частичной платы за социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания взимаются ___% от пенсионных выплат независимо от тарифов, видов, объемов оказываемых социальных услуг. Расчеты по удерживаемым с проживающих средствам исходя из видов, объемов услуг и тарифов не составлены, проверке не представлены. Также пояснила, что за ___ месяцев 2016 года от проживающих в качестве платы за стационарные услуги поступило ___ руб., из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 году учреждению выделена субсидия на выполнение государственного задания в размере ___ руб. Согласно предоставленному Министерством труда и социального развития PC (Я) расчету финансового обеспечения выполнения государственного задания, объем выделяемой субсидии рассчитан исходя из нормативных затрат на оказание услуг в размере ___ руб. в день. Т.е. со средств республиканского бюджета на ___ проживающего в день выделяется ___ руб., соответственно в месяц - ___ тыс. руб. (___). То есть получатели социальных услуг АУ PC (Я) «РДИПИ в г. Якутске» должны оплачивать со своих доходов социальные услуги, которые оказываются сверх услуг, финансируемых из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и в соответствии с утвержденными тарифами. В связи с чем, оспариваемое Представление полагала законным, а административный иск подлежащим отказу в удовлетворении.
Выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
По поручению заместителя Генерального прокурора РФ Гулягина Ю.А. от ____ г. № г. по факту обращения гр. С. к Президенту РФ о нарушении прав инвалидов и престарелых в АУ «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в г. Якутске Прокуратурой РС(Я) в ___ 2016 года проведена проверка с привлечением специалистов Управления Росздравнадзора по PC (Я), Управления Роспотребнадзора по PC (Я), Министерства финансов PC (Я), Министерства труда и социального развития PC (Я).
В ходе проведенной проверки установлено следующее: в нарушение ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п. 9 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения РС(Я), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 09.09.2014 N 309. в РДИПИ не установлен фиксированный размер платы за социальное обслуживание граждан. Плата за предоставление услуг со всех подопечных взымается РДИПИ в размере ___% от получаемой пенсии. Так, из пенсии гр. С. в размере ___ руб. за ___ 2016 г. удержано ___ руб. в качестве оплаты за стационарное обслуживание. При этом с пенсии гр. А. в размере ___ руб. удержано ___ руб. В результате, за равный объем социальных услуг РДИПИ с постояльцев взимаются различные суммы денежных средств в процентном соотношении от среднедушевого дохода, что не отвечает требованиям социальной справедливости, независимо от тарифов, без учета видов, объемов оказываемых социальных услуг, что исключает соблюдение принципа равенства прав граждан, пребывающих в доме- интернате. Указанное также не соответствует требованиям п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которой информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. В силу ч. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Договор о стационарном обслуживании РДИПИ граждан пожилого возраста и инвалидов устанавливает для потребителей неодинаковые условия договора, а именно, цена за одни и те же услуги устанавливается для потребителей по-разному, поскольку размер трудовой пенсии всех потребителей различен.
Как усматривается из материалов проверки, вышеуказанное нарушение также установлено главным контролером-ревизором ОВК-2 ДБФК Министерства финансов PC (Я) И. привлеченной к проведению проверки на основании требования прокуратуры PC(Я) от ____ г. №, что подтверждается соответствующей справкой проверки от ____ г.
Также проверкой установлено, что натуральные нормы обеспеченности питанием учреждений социального обслуживания, утвержденные постановлением Правительства PC (Я) от 25.05.2006 №218 «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета PC (Я)», значительно занижены по сравнению с нормами, определенными приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 13.08.2014 №552н «Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в стационарной форме». Так, постановлением Правительства PC (Я) №218 годовая норма обеспечения мясом и птицей граждан в учреждении социального обслуживания составляет ___ кг., что меньше федерального норматива ___ кг. на ___%, аналогичных образом по многим позициям продуктов питания.
Согласно положениям Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); каждый имеет право на жизнь (п.1 ст. 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (п. 1 ст. 41).
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29, ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», опубликованного в издании «Российская газета» №263 от 23.11.2011, организация охраны здоровья граждан осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденными нормативами лечебного питания.
Во исполнение ч. 4 ст. 39 Закона об основах охраны здоровья Минздравом России Приказом № 395н от 21.06.2013 г. утверждены нормы лечебного питания.
Согласно п. 2 постановления Минтруда РФ от 25.12.2003 № 90 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации диетического (лечебного) питания в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», организация диетического (лечебного) питания в учреждениях социального обслуживания направлена на предупреждение обострений заболеваний и поддержание здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания.
Пунктом 1.1 постановления Правительства PC (Я) (п. п. 5, 10, 12, 17, 19, 22, 23, 24 таблицы 3 приложение №4) утверждены натуральные нормы обеспеченности питанием учреждений социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, для центров реабилитации инвалидов и ветеранов), по которым потребление на 1 чел. в год круп, бобовых, макаронных изделий составляет - 14,6 кг., соков - 18,25 кг., мяса, птицы - 36,5 кг., сметаны - 3,65 кг., масла сливочного - 3,65 кг., яйцо - 182,5 шт., чая - 0,37 кг., какао - 0,73 кг., которые значительно занижены по сравнению с федеральными нормативами.
Кроме того, в рационе питания для учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов республики не предусмотрены такие продукты как: сыр, колбасные изделия, кофе, дрожжи, томатная паста, шиповник, желатин, смесь белковая композитная сухая, витаминно-минеральные комплексы, поливитамины.
Названное положение вступило в противоречие с нормами лечебного питания, утв. приказом Минздрава России от 21.06.2013 № 395н, опубликованного в издании «Российская газета» №151, от 12.07.2013. Так, приказом Минздрава РФ норматив употребления макаронных изделий, круп, бобовых составляет в год на 1 чел. - 36,2 кг., соков - 36,2 кг., мяса, птицы - 55, 2 кг., сметаны - 5,4 кг., масла сливочного - 7,2 кг., яйцо - 724-334 шт., чая - 0, 724 кг., какао, кофе - 0,506 кг., сыра - 5,7 кг., колбасных изделий - 4,3 кг., кофе - 0, 5 кг., дрожжей - 90,5 кг., томатной пасты - 1,08 кг., шиповника - 5,4 кг., желатина - 181 кг., смеси белковой 0 9,7 кг., витаминного комплекса-от 18,1 кг. до 36,2 кг.
Аналогичные нормативы установлены нормами питания, при предоставлении социальных услуг в стационарной форме, утвержденных приказом Минтруда России от 13.08.2014 №552н. В соответствии с приложением №1 к постановлению Минтруда РФ № 90, среднесуточный набор продуктов лечебного питания одного проживающего в социальном учреждении с заболеваниями желудочно-кишечного тракта составляет в год по макаронным изделиям и крупам - 27, 8 кг., сокам - 28,7 кг., мясу и птице - 47 кг., сметане - 6,1 кг., маслу сливочному - 8,6 кг., яйцам - 208 шт., чаю - 0,7 кг., молоку и кисломолочным продукты - 149,5 кг. Приложением №5 к постановлению Минтруда РФ № 90 среднесуточный набор продуктов питания одного проживающего в социальном учреждении с заболеваниями сахарного диабета предусмотрен в год по макаронным изделиям, бобовым и крупам - 45,9 кг., сокам - 23,8 кг., мясу и птице - 44.8 кг., сметане - 8,6 кг., маслу сливочному - 8,3 кг., чаю - 0,7 кг., молоку и кисломолочным продуктам - 159,2 кг.
Согласно п. п. 5 п. 19 Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утвержденных приказом Минтруда России от 24.11.2014 г. № 935н, оценка качества оказания социально-бытовых услуг включает в себя оценку питания, которое должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности получателей социальных услуг по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
Таким образом, п. 1.1 постановления Правительства PC (Я) № 218 от 25.05.2006 «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» в части п. п. 5, 6, 10 -15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 27 таблицы 3, приложения №4 противоречит требованиям п. 5 ч. 1 ст. 29, ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказу Минздрава России от 21.06.2013 № 395н, приказу Минтруда России от 13.08.2014 № 552н.
Заниженные объемы норм питания по различным видам продуктов питания, установленные п. 1.1 постановления Правительства PC (Я) в части п. п. 5, 6, 10 -15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 27 таблицы 3, приложения №4 влекут за собой нарушение прав социально незащищенных граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты населения, нуждающихся в социальной поддержке государства.
В соответствии с п. «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В силу с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 5 ст. 76).
В соответствии с ч. 2 ст. 26.1 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, иное изложение в постановлении Правительства республики норм федерального законодательства либо неполное их приведение влекут противоречие постановления Правительства республики федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Довод представителя административного истца о взимании платы за социальные услуги в неравном размере с постояльцев РДИПИ, обусловленый высокими затратами учреждения на содержание других постояльцев, с низким пенсионным доходом, является не обоснованным поскольку государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех групп населения, а социальные права не должны ставиться в зависимость от и достаточности финансирования тех или иных мероприятий.
Выведение зависимости между финансовым положением страны, региона, учреждения и степенью реализации социальных прав представляется столь же недопустимым, как и зависимость правового статуса личности исключительно от воли законодателя, а не от международно-правовых стандартов в этой области. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 2) обязывает государства принять "в максимальных пределах имеющихся у них ресурсов" меры по обеспечению провозглашенных прав. Взимание с граждан платы за одинаковые объем и качество социальных услуг в одном учреждении в зависимости от уровня дохода инвалида, пенсионера нарушает принцип социальной справедливости, содержащийся ст. ст. 1, 7, 19, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; и запрет издания законов, умаляющих права и свободы человека (ч. 2 ст. 55) и т.п. Справедливость является высшей ценностью в праве, и все другие ценности соизмеряются с ней и действительны лишь при условии, что они не противоречат справедливости. Соответственно, недопустимо взимание платы с социально незащищенных категорий граждан за одинаковые услуги в неравном и не одинаковом для всех граждан размере в зависимости от размера их доходов.
Доводы административного истца о том, что приказ Минтруда РФ от 13.08.2014 г. № 552 «Об утверждении рекомендуемых норм питания получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» является рекомендуемым, а не обязательным является необоснованным, поскольку вышеназванный приказ носит нормативный правовой характер, затрагивает права, свободы, человека и гражданина, обязанности учреждений, что подтверждается его содержанием, что свидетельствует о наличии требования о полном соблюдении положений данного приказа, являющегося обязательным для исполнения широким субъектным составом. В названном приказе Минтруда №552 от 13.08.2014 используется термин «рекомендуемый» в связи с тем, что полномочие по утверждению норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»), При этом приказом Минздрава России от 21.06.2013 № 395н утверждены нормы лечебного питания, содержащие аналогичные нормативы питания как установленные приказом Минтруда РФ от 13.08.2014 № 552, являющиеся также обязательными для исполнения.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ полномочие по утверждению рекомендуемых норм питания относится к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания. Соответственно, при наличии ссылки на их применение названные рекомендательные нормы приобретают статус обязательных.
Придерживаясь установленных нормативов, субъекты РФ самостоятельно определяют нормы обеспечения мягким инвентарем и нормы питания в организациях социального обслуживания (см. п. п. 5 и 6 ст. 8 Закона).
Соответствие нормативов питания инвалидов и престарелых определяется исходя из видовых характеристик ингредиентов, а не размера затрат в рублях, в связи с чем, довод Министерства о затратах в количестве ___ рублей в день на одного проживающего не соответствует действующему федеральному законодательству (п. 5 ч. 1 ст. 29, ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказу Минздрава России от 21.06.2013 № 395н, приказу Минтруда России от 13.08.2014 № 552н).
Проверкой установлено, что в нарушение п. 3.1 Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия), утвержденной указом Главы PC (Я) от 23.04.2015 № 458, Министерством не приняты меры по разработке и внесению проекта в постановление Правительства PC (Я) от 25.05.2006 №218 «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета PC (Я)», которым значительно занижены нормативы питания по сравнению с нормами, определенными приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 13.08.2014 №552н «Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в стационарной форме».
Из представленных в материалы дела документов следует, что по обращению гр. С., размещенному в сети интернет: «___» о нарушениях прав инвалидов и престарелых, проживающих в РДИПИ ____ г. и.о. руководителя отдела организации социального обслуживания Министерства труда и социального обслуживания PC (Я) Я. была проведена выездная проверка, которая нарушений не установила, что подтверждается соответствующей справкой от ____.
На основании требования прокуратуры PC (Я) от ____ исх.№ о выделении специалиста для проведения проверки по поручению заместителя Генерального прокурора РФ Г. на основании обращения гр. С. в адрес Президента РФ, размещенного в сети интернет: «___» о нарушениях прав инвалидов и престарелых, и.о. руководителя отдела организации социального обслуживания Министерства труда и социального обслуживания PC (Я) Я. проведена проверка в отношении РДИПИ. Нарушений также не было выявлено, что подтверждается справкой проверки от ____.
Вместе с тем, прокурорской проверкой в отношении РДИПИ, проведенной ____ г. установлены многочисленные нарушения, выразившиеся в значительном расхождении данных по калорийности, весу, составу ингредиентов между суточным, недельным меню, технологическими картами, что подтверждается соответствующей справкой прокурорской проверки от ____, объяснением директора РДИПИ С. от ____ г.
Так, проверкой РДИПИ установлено, что в технологической карте вес тефтели определен ___ гр. на выходе порции, в меню - ___ гр., что влечет использование заниженного объема сырого мяса, вместо положенных ___ кг, использовано ___ кг., в меню отсутствует разбивка по весу некоторых блюд (гуляш с макаронами), не указан вес мяса и т.п. Имеются факты недостоверного учета использованных для приготовления продуктов питания. Так, ____ столовой получено ___ кг. мяса говядины для приготовления 2-х блюд супа (___ кг.) и гуляша (___ кг.), при этом по технологической карте предусмотрена возможность приготовления гуляша только из отварного мяса, а суп картофельный на мясном бульоне не предусматривает наличие мяса, в связи с чем гуляш приготовлен из ___ кг. мяса, оставшегося от супа. С данными нарушениями согласился директор РДИПИ С., которой внесено представление прокуратуры г. Якутска, что также подтверждается её объяснениями от ____.
Вопреки требованиям п. п. 2, 13 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства PC (Я) от 09.09.2014 № 309, денежные средства граждан, полученные РДИПИ в качестве оплаты за социальные услуги, предоставляемые пожилым и инвалидам, не направляются на улучшение условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе на улучшение питания. Так, за 2016 год допущены факты расходования данных средств постояльцев на повышение квалификации сотрудников, юридические консультации, вывоз мусора, при этом на улучшение нормативов питания средства РДИПИ не расходовались, что также подтверждается справкой проверки специалиста Минфина PC (Я) от ____.
В нарушение п. 7 ч. 2 ст. Федерального закона № 442, п. 1 приказа Минтруда России от 30.07.2014 № 505н «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» прикроватные коврики постояльцам ЯДИПИ не выдаются.
В соответствии с Натуральными нормами обеспеченности мягким инвентарем и обмундированием учреждений социального обслуживания, утв. постановлением Правительства РС(Я) от 25.08.2014 № 218, на 2016 год для мужчин-постояльцев РДИПИ должен быть предусмотрен, в том числе, следующий комплект одежды: 194 комплекта пижам (норматив 2 шт. в год), 291 комплект х/б рубашек (норматив 3 раза в год), 194 комплектов маек (норматив 2 раза в год), 388 комплектов трусов (норматив 4 раза в год), 485 комплектов х/б носков (норматив 5 раз в год), 291 комплект п/ш носков (норматив 3 раза в год), 97 комплектов перчаток (варежки) (норматив 1 раз в год), 388 комплектов носовых платков (норматив 4 раза в год); для женщин в том числе: 102 комплекта ночных сорочек (норматив 2 раза в год), 204 комплекта трусов (норматив 4 раза в год), 51 комплект перчаток (варежки) (норматив 1 раз в год), 204 комплекта носовых платков (норматив 4 раза в год).
В нарушение указанных норм закона на 2016 год направлена заявка на закупку мягкого инвентаря для мужчин: ___ комплектов пижам, ___ комплектов х/б рубашек, ___ комплектов маек, ___ комплектов трусов; для женщин: ___ комплектов ночных сорочек, ___ комплектов трусов. В текущем году заявки на приобретение мужских носков, перчаток (варежек) и носовых платков не направлялись.
По причине недостаточного приобретения предметов мягкого инвентаря постояльцам РДИПИ не выдаются положенные нормы нательного белья и одежды.
Таким образом, проверкой было установлено, что в нарушение требований п. 3.7.1 Положения Министерство ненадлежаще осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией мер социальной поддержки, за координацией деятельности подведомственных учреждений. Поскольку проверочными мероприятиями сотрудники Министерства не выявили нарушения прав инвалидов и престарелых, содержащихся в РДИПИ, хотя вопросы питания, обеспечения мягким инвентарем были изложены в обращении, явившемся основанием для проведения проверки.
Также вопреки требованиям п. 3.8.1 Положения, сотрудниками Министерства не выявлено и не пресечено со стороны директора РДИПИ С. нарушение ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», выразившееся в создании ситуаций, связанных с конфликтом интересов при принятии ___ С. на работу на должность ___, в отсутствие рассмотрения данной ситуации в комиссии по урегулированию конфликта интересов, получения соответствующего разрешения.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ___ С. работает ___, которое оказывает услуги по охране ЯДИПИ. С. ежемесячно в нарушение Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заключаются договора на оказание услуг по круглосуточной охране с руководством данного ЧОПа. При этом сумма договора составляет ___ рублей ежемесячно, с целью избежания проведения процедуры аукциона.
Вопреки требованиям п. 3.8.6 Положения при проведении проверок Министерством не выявлены факты недостачи продуктов питания на складе ЯДИПИ, в количестве около ___ кг., не оприходования ряпушки в количестве ___ кг., поступившей ____, что не соответствует требованиям п. 34 Инструкции по его применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1), предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона N 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку порядок действий принятия оспариваемого представления в рассмотренном деле соблюден, само оспариваемое представление Прокуратуры Республики Саха (Якутия) не нарушают требования закона, а также основные принципы, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о его незаконности, а также о совершении Прокуратурой Республики Саха (Якутия) незаконных действий, повлекших нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, факты выявленных нарушений подтверждаются соответствующими справками проверок и объяснениями работников РДИПИ, удовлетворенным представлением прокуратуры г. Якутска в адрес директора РДИПИ, суд приходит к выводу о том, что представление прокуратуры PC (Я) от ____ является законным и обоснованным и требования административного иска подлежат отказу в удовлетворении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) об оспаривании представления – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.И.Холмогорова