Дело № 2-805/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2015 года г. Катав-Ивановск
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Меркуловой Ю.С.,
при секретаре Плешивцевой С.А.,
с участием помощника Катав-Ивановского городского прокурора Заруцкой О.А.,
представителя ответчика администрации Катав-Ивановского муниципального района Решетовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по иску Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, администрации Катав-Ивановского муниципального района о возложении обязанности по оборудованию здания в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности в Российской Федерации,
установил:
Катав-Ивановский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит: обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес> оборудовать здание по адресу: <адрес>: системой пожарной сигнализации, обеспечивающей дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в соответствии с ч. 1, 2 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; системой оповещения о пожаре в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; покрытиями полы на путях эвакуации и в зальных помещениях в соответствии со ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; эвакуационным освещением на путях эвакуации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 33 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме»; планом эвакуации в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». При недостаточности денежных средств указанную обязанность просит возложить на администрацию Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указали, что Катав-Ивановской городской прокуратурой проведена проверка исполнения противопожарного законодательства в образовательных учреждениях на территории Катав-Ивановского муниципального района. В ходе проверки установлено, что помещение Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано: системой пожарной сигнализации, обеспечивающей дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в соответствии с ч. 1, 2 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; системой оповещения о пожаре в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; покрытиями полы на путях эвакуации и в зальных помещениях в соответствии со ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; эвакуационным освещением на путях эвакуации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 33 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме»; планом эвакуации в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». Указанное учреждение является образовательной организацией, в которой в нарушение норм закона, не обеспечено безопасное пребывание несовершеннолетних. Бездействие Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес> образует совокупность условий и факторов, создающих опасность нахождения в образовательном учреждении, что нарушает права воспитанников, сотрудников учреждения, иных лиц временно находящихся в помещениях и на территории учреждения, на безопасное пребывание там и создает реальную угрозу их безопасности.
В судебном заседании помощник Катав-Ивановского городского прокурора Заруцкая О.А. настаивала на исковых требованиях, ссылаясь на изложенное в заявлении.
Представитель ответчика - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес> в судебное заседание не явился, извещен. В деле имеется телефонограмма, из которой видно, что с требованиями согласны. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Катав-Ивановского муниципального района Решетова Н.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что оснований для субсидиарной ответственности администрации не имеется. Кроме того, у пожарной охраны нет технической возможности для приема сигнала о возникновении пожара.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
На территории Российской Федерации в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.
Согласно ст. 2 указанного закона под объектами защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, 2транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии со ст. 5 того же закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
На основании ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования систем пожаротушения, в частности системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Согласно ст. 32 указанного закона здания, сооружения и пожарные отсеки классифицированы по функциональной пожарной опасности.
Здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна, подразделяются на: Ф 1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе - Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе - Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Согласно ст. 91 указанного закона, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В соответствии со ст. 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте необходимо обеспечить систему оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
Положениями ст. 134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях. Так, область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости.
Согласно п. 33 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»), при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
Кроме того, согласно п. 23 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме», на объектах запрещается снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в нарушение перечисленных требований законодательства в помещении учреждения Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, имеются следующие нарушения: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; помещения не оборудованы системой оповещения о пожаре; отсутствует система пожарной сигнализации, которая должна обеспечивать подачу дублирующего светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; омещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно дверь в стене между Станцией юных техников и лестничной площадкой жилого дома не имеет требуемого предела огнестойкости не менее EI 60 (сертификат пожарной безопасности на дверь не предоставлен, отсутствуют ярлык на дверях с указанием предела огнестойкости); в помещениях для покрытия пола на путях эвакуации используется линолеум, класс пожарной опасности данного материала не известен, сертификат пожарной безопасности отсутствует (требуемый класс пожарной опасности для покрытий полов КМ2); в помещениях не установлено эвакуационное освещение путей эвакуации, которое следует предусматривать по маршрутам эвакуации - в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации; план эвакуации людей при пожаре в помещениях отсутствует; в помещениях снята дверь между холлом и кабинетом. Таким образом, в помещении учреждения не обеспечено безопасное пребывание несовершеннолетних в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
При этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, когда указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Поскольку образовательный процесс проводится непосредственно в помещении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, суд считает, что обязанность по обеспечению помещения указанного учреждения системой пожарной сигнализации, обеспечивающей дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, а также обязанностей по оборудованию помещения учреждения ограждающими конструкциями, системой оповещения о пожаре, покрытием пола на путях эвакуации и в зальных помещениях, эвакуационным освещением на путях эвакуации, планом эвакуации, следует возложить на Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, установив срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как действующее законодательство требует обеспечение соблюдения требований противопожарного законодательства.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в оперативном управлении у Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес> находится нежилое помещение № по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Учредителем Муниципального образовательного помещения учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, является администрация Катав-Ивановского муниципального района. Согласно Устава Муниципального образовательного помещения учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества в лице учредителя.
Учитывая данное обстоятельство, суд считает, что в случае недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного помещения учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес>, администрация Катав-Ивановского муниципального района обязана нести субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ей учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное образовательное помещение учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» <адрес> оборудовать помещение учреждения по адресу: <адрес>:
системой пожарной сигнализации, обеспечивающей дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в соответствии с ч. 1, 2 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
системой оповещения о пожаре в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
покрытиями полы на путях эвакуации и в зальных помещениях в соответствии со ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
эвакуационным освещением на путях эвакуации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 33 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме»;
планом эвакуации в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме»,
а при недостаточности денежных средств указанную обязанность возложить на администрацию Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области.
Судья: Ю.С.Меркулова