Решение по делу № 2-7817/2015 от 24.08.2015

№ 2-7817/2015- 31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.

при секретаре Паласеловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абдулаева А.А.о. к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Карелия о признании незаконными решений органов государственной власти,

установил:

Абдулаев А.А. обратился в судебном порядке с заявлением об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и решения о депортации Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенных в отношении него. Заявление мотивировано тем, что истец является гражданином РФ, отбывал наказание по приговору суда, в отношении него постановлено решение об административном надзоре. В период отбывания наказания была проведена проверка законности выдачи паспорта гражданина РФ, паспорт признан недействительным. Это обстоятельство послужило основанием для вынесения в отношении него ДД.ММ.ГГГГ распоряжения о нежелательности пребывания в РФ, а далее ДД.ММ.ГГГГ решения о его депортации из РФ. С этими решениями истец не согласен, полагает, что выводы административных ответчиков о том, что он является лицом без гражданства, неверны, оснований для вынесения этих решений не имелось. Истец просит признать незаконными и отменить распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности его пребывания в РФ и решения о его депортации Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав истца.

В судебном заседании Абдулаев А.А., его представитель адвокат Стефанов В.Ю., действующий по доверенности, доводы, изложенные в заявлении, поддержал, указал на то, что истец приобрел гражданство, поскольку постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживал на территории РФ, вступил в ДД.ММ.ГГГГ в брак с гражданином РФ <данные изъяты>., ему был выдан вкладыш гражданина РФ, который прилагался к паспорту СССР. Аннулирование паспорта гражданина РФ не лишает его гражданства.

Представитель административного ответчика УФМС России по РК Катричко А.М., действующий по доверенности, требования не признал, ссылался на письменный отзыв, указав на то, что Абдулаев А.А. гражданином РФ не является, в настоящий момент его гражданская принадлежность не установлена.

Административный ответчик Минюст России в суд представителя не направил, о рассмотрении дела извещен, направил письменные возражений на иск.

Представители заинтересованного лица ФКУ ИК №9 Яковлева С.В. и Сенюгина Р.А. по доверенностям в суде возражали по существу жалобы, сославшись на письменную позицию, представленную по делу.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, личное дело осужденного, полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно со ст. ст. 218, 219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 (ред. от 14.12.2009) "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" определен Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Минюст России отнесен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 (ред. от 14.12.2009) "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" к числу органов, полномочных на принятие решения о признании пребывания гражданина нежелательным на территории РФ.

Судом установлено, что Абдулаев А.А.о. приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ осужден <данные изъяты>. Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ года. Приговор постановлен в отношении Абдулаева А.А. как в отношении гражданина РФ. За период отбывания наказания и связи с отсутствием в распоряжении учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющей приговор, подлинника паспорта истца, была инициирована процедура восстановления паспорта, в ходе которой УФМС по РК было принято решение об объявлении выданного истцу паспорта гражданина РФ серии от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ основано на установленных фактах отсутствия у Абдулаева А.А. регистрации по адресу: <адрес>, указанному в листке убытия, на основании которого он был зарегистрирован в <адрес>, в связи с чем содержит вывод о том, что Абдулаев А.А. гражданином РФ не является. Приведенное решение к моменту рассмотрения дела истцом не оспорено, в установленном порядке не отменено.

Федеральная миграционная служба России проверяла Абдулаева А.А. на предмет наличия либо отсутствия гражданства РФ. Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в <адрес>, снят с регистрации по решению суда. По информации УФМС России по г.Санкт-Петербург и Ленинградской области зарегистрированным по месту жительства либо состоящим на миграционном учете не значится. По вопросу приобретения гражданства в УФМС не обращался, по имеющимся учетам ФМС России и базе КД МИД России «Гражданство» как приобретший гражданство, не значится.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вынесено постановление о внесении изменений в приговор от ДД.ММ.ГГГГ «считать Абдулаева А.А. лицом, не являющимся гражданином РФ». Сведений об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Основания приобретения гражданства и приема в гражданство Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О гражданстве Российской Федерации".

Согласно статье 11 указанного закона гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статьей 13 урегулированы вопросы прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Статьей 14 - приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В том числе, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Анализируя указанные основания приобретения гражданства и приема в гражданство РФ в совокупности с изученными по делу фактическими обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что истец в установленном порядке гражданство РФ не приобрел. Основанием для выдачи паспорта гражданина РФ в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> явились представленные истцом при регистрации в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> листы убытия Абдулаева А.А. с места регистрации по адресу: <адрес>. Таким образом, гражданство было приобретено истцом по ч. 4 статья 14 ФЗ N 62-ФЗ как лицом без гражданства, имевшим гражданство СССР, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года. Поскольку дальнейшим решением о признании паспорта недействительным была установлена подложность сведений о месте регистрации по адресу: <адрес>, а также в связи с отсутствием фактических данных о наличии регистрации на территории Российской Федерации по иному адресу на 1 июля 2002 года, суд приходит к выводу о том, что гражданство РФ Абдулаевым А.А. в установленном порядке в 2002 году приобретено не было. Указанное не исключает возможность приобретения истцом гражданства по иным, указанны выше основаниям. Доводы истца о том, что гражданство приобретено по основанию нахождения в браке с гражданином России <данные изъяты> судом не принимаются. Из представленного свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ не ясно между гражданами каких государств расторгается брак, а также как долго этот брак продолжался, по пояснениям истца, оформленным в письменном виде за подписью его представителя, брак был заключен в ДД.ММ.ГГГГ, то есть менее чем за три года до его расторжения. Доказательств заключения брака с <данные изъяты> истцом не представлено.

Поскольку паспорт гражданина РФ, как документ, подтверждающий наличие гражданства РФ у истца отсутствует, по учетам УФМС как приобретшим гражданство он не значится, по вопросу приобретения гражданства в УФМС не обращался, суд приходит к выводу о том, что Абдулаев А.А. гражданином России не является, в связи с чем доводы иска о необоснованности распоряжения о признании пребывания истца нежелательным в РФ по тем мотивам, что лицом без гражданства Абдулаев А.А. не является, - судом не принимаются.

Само по себе распоряжение вынесено полномочным лицом в установленном законом порядке, по приведенным выше нормам права основано на законе, вынесено в отношении Абдулаева А.А., совершившего на территории РФ насильственное преступление против половой неприкосновенности в отношении двух несовершеннолетних детей, то есть это распоряжение вынесено в отношении Абдулаева А.А., как лица, создающего реальную угрозу общественному порядку и здоровью населения, в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, оснований для признания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не установлено.

Вторым основанием для отказа в иске в этой части является пропуск истцом процессуального срока на обращение с жалобой на указанный не нормативно-правовой акт, установленный на момент подачи заявления ст. 256 ГПК РФ, а на момент рассмотрения дела ст. 219 КАС РФ. Материалами личного дела осужденного подтверждается факт ознакомления Абдулаева А.А. с распоряжением ДД.ММ.ГГГГ года, заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по истечение трехмесячного срока.

Требования о признании решения о депортации незаконным также удовлетворению не подлежат.

Ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Под депортацией в силу указанного закона понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ст. 25.10) определено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Разрешая возникший спор, суд исходит из того, что истец покидать территорию Российской Федерации не желает, намерен проживать в <адрес>, указывает на отсутствие <данные изъяты> за пределами России. Таким образом, у УФМС России по РК имелись основания для принятия решения о депортации истца за пределы Российской Федерации. Поскольку государство его гражданской принадлежности к моменту вынесения решения о депортации не было определено, в решении имеется указание на депортацию Абдулаева А.А. в «государство гражданской принадлежности», которое определяется в процессе осуществления депортации.

Доводы иска о том, что в России проживают и имеют российское гражданство близкие родственники истца: <данные изъяты>, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.03.2006 N 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Само по себе наличие у истца родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не освобождает его от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, а также не влечет в безусловном порядке признание решения о нежелательности его пребывания на территории России и о депортации нарушающим его права, поскольку эти решения приняты с соблюдением установленного порядка, основаны на законе. Депортация истца, с учетом характер совершенного им преступления, является необходимой в демократическом обществе в интересах поддержания общественного порядка, служит цели предотвращения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и направлено на охрану здоровья и защиты прав и свобод граждан России и иных проживающих на территории России лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178 – 180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено в соответствии со ст. 177 КАС РФ 25.09.2015 года

2-7817/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдулаев А.А.
Другие
УФМС России по РК
ФКУ ИК-9 УФСИН России по рК
Стефанов Владислав Юрьевич
Министерство юстиции РФ
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
24.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2015Передача материалов судье
24.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.09.2015Предварительное судебное заседание
21.09.2015Предварительное судебное заседание
23.09.2015Судебное заседание
25.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее