РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием административного истца Колобовникова А.С.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-423/2019 по административному исковому заявлению Колобовников А.С. к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области о признании недействительным решения о возвращении заявления, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Колобовников А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области, котором просит признать недействительным решение Правительства Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области от «**/**/**** года № о возвращении заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью размером 799 кв.м. по адресу: ...., кадастровый номер №; обязать принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что **/**/**** он обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка размером 799 кв.м. по адресу: ...., кадастровый номер №, принадлежащего ему на праве пожизненного наследуемого владения на основании членской книжки члена ОНТ «Пшеничное» (Протокол №-ОС от **/**/****), Протокола общего собрания членов ОНТ «Пшеничное» №-ОС от **/**/****.
Земельный участок с кадастровым номером №, составляющий территорию ОНТ «Пшеничное», передан на основании Договора безвозмездного срочного пользования земельным участком № от **/**/****, Постановления администрации Иркутского района № от **/**/****.
Решением Министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/**** № заявление о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка было возвращено ему по мотивам наличия у органа государственной власти сомнений в законности предоставления администрацией Иркутского районного муниципального образования земельного участка с кадастровым номером № для размещения ОНТ «Пшеничное», поскольку согласно ответа прокуратуры Иркутской области от **/**/**** по сведениям Территориального управления земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный администрацией Иркутского района для размещения ОНТ «Пшеничное», налагается на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБНУ «ИНИИСХ», являющийся федеральной собственностью.
По мнению органа государственной власти, предоставлением земельного участка с кадастровым номером № могут быть нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Административный истец считаю данное решение Министерства имущественных отношений Иркутской области незаконным.
Правительством Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области не предоставлены письменные доказательства тех обстоятельств, на которые оно ссылается в оспариваемом решении.
Кроме того, по данным публичной кадастровой карты не усматривается факт наложения земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного администрацией Иркутского района для размещения ОНТ «Пшеничное», на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБНУ «ИНИИСХ», являющийся федеральной собственностью.
По данным публичной кадастровой карты, существуют земельные участки, которые расположены на той же территории и при этом находятся в частной собственности.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением прямо предусмотренных указанной статьей случаев.
Данный случай к предусмотренным ст. 28 Земельного кодекса РФ исключениям не относится.
Административный истец Колобовников А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в административном иске. Полагал, что требования заявлены законно и обоснованно, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольникова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Дополнительно пояснила, что оспариваемое решение Министерства не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку он не лишен возможности обращения с заявлением о предоставлении земельного участка к уполномоченному органу МТУ Росимущества.
Представители заинтересованных лиц Межрегионального территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском каре, ФГБНУ «Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований, сведений об уважительности причин неявки суду не представили.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено, что постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования № от **/**/**** ОНТ «Пшеничное» под огородничество без права строительства, бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории (проекта межевания) и предоставления земельных участков в собственность граждан – членов товарищества предоставлен земельный участок общей площадью 24004 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....
Во исполнение данного постановления органа местного самоуправления **/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования и ОНТ «Пшеничное» заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком за №
Колобовников А.С. является членом ОНТ «Пшеничное», что подтверждается представленной в материалы дела копией членской книжки.
Решением общего собрания ОНТ «Пшеничное» от **/**/**** Колобовников А.С. распределен земельный участок № с кадастровым номером №.
**/**/**** Колобовников А.С. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области в с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 799 кв.м., в собственность за плату для использования под огородничество.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Министерством имущественных отношений Иркутской области **/**/**** был подготовлен ответ за №, которым Министерство имущественных отношений Иркутской области, действуя от имени Правительства Иркутской области, возвратило Колобовников А.С. заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату, ссылаясь на факт наложения земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБНУ «ИНИИСХ», являющийся федеральной собственностью.
Не согласившись с данным решением Правительства Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области, Колобовников А.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Как установлено статьей 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. п. 3 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные настоящим федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области: 1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Министерством имущественных отношений Иркутской области до подготовки оспариваемого решения по заявлению Колобовников А.С. направлено письмо в прокуратуру Иркутской области о рассмотрении законности предоставления администрацией Иркутского районного муниципального образования земельного участка с кадастровым номером № для размещения ОНТ «Пшеничное».
Согласно ответу прокуратуры Иркутской области от **/**/**** по сведениям Теруправления земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный администрацией Иркутского района для размещения ОНТ «Пшеничное», налагается на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБНУ «ИНИИСХ», и соответственно, являющийся федеральной собственностью. В связи с этим, прокуратурой Иркутского района в Теруправление направлено поручение о принятии мер к защите прав Российской Федерации на рассматриваемый земельный участок.
Кроме того, прокуратурой района в Следственный отдел по Иркутскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области направлено поручение о проведении проверки в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по факту превышения должностными, лицами администрации Иркутского района полномочий при распоряжении земельным участком ОНТ «Пшеничное» с кадастровым номером №
Согласно информации МТУ Росимущества от **/**/**** предоставлением земельного участка с кадастровым номером № могут быть нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Из ответа МТУ Росимущества от **/**/**** на запрос Министерства имущественных отношений Иркутской области следует, что согласно заключению кадастрового инженера Коротаевой А.И. из учетной части № федерального земельного участка с кадастровым номером № выбыло 77,9712 га, в том числе и земельный участок с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти относятся к федеральной собственности.
На территории Иркутской области функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... и .....
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Иркутской области от 21.12.2006 № 99-ОЗ «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, предоставлению земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного
муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского
района Иркутской области, государственная собственность на которые не
разграничена.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерство имущественных отношений Иркутской области правомерно возвратило Колобовников А.С. заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, учитывая возникшие сомнения в законности предоставления органом местного самоуправления – администрацией Иркутского районного муниципального образования земельного участка с кадастровым номером №, из которого был образован испрашиваемый Колобовников А.С. земельный участок.
Оснований полагать, что оспариваемым решением Министерства нарушены права и законные интересы административного истца, у суда не имеется, учитывая, что Колобовников А.С. не лишен возможности обращения с соответствующим заявлением к МТУ Росимущества. Более того, Колобовников А.С. не лишен возможности доказывания отсутствия пересечений испрашиваемого земельного участка с землями Российской Федерации в рамках предъявления соответствующих требований в порядке искового производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Колобовников А.С. к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области о признании недействительным решения о возвращении заявления, об обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 06 февраля 2019 года.
Судья: О.В. Недбаевская