Дело №2-1187/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Вдовиченко С.В.,
при секретаре судебного заседания Корзун В.Ю.,
с участием истца Балыкина А.Д., третьего лица Балыкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 6 мая 2016 года дело по иску Балыкина А.Д. к администрации МО ГО «Воркута» о восстановлении положения до нарушения прав, об обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат,
установил:
истец обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о восстановлении положения, до нарушения его прав, путём продажи им квартиры, принадлежащей ему на основании договора дарения от ..., находящейся по адресу ..., после чего признать его и членов его семьи как не имеющих квартир за пределами г.Воркуты в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ; обязании восстановить его и членов его семьи в очередь на получение жилищного сертификата для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера с датой постановки от ....
Определением суда от ... привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Балыкина О.В., Балыкин А.А., Балыкин О.А., Минстрой Республики Коми.
Администрация МО ГО «Воркута», Минстрой Республики Коми в письменных отзывах просили в иске отказать, поскольку предоставление недостоверных сведений истцом, об отсутствии в собственности жилья при его наличии, является в силу требований п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имущих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из РКС, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, основанием для снятия граждан с учета имеющих право на поручение социальных выплат для приобретения жилья. Не предоставление сведений о наличии в собственности жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера привело к тому, что нарушались требования Федеральных законов и Положения.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям указанным в иске.
Третье лицо Балыкина О.В. в судебном заседании исковые требования истца подержала.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута», третьи лица Минстрой Республики Коми, Балыкин А.А., Балыкина О.А., извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимали. Администрация МО ГО «Воркута», Минстрой Республики Коми в отзывах просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав объяснения истца, третьего лица Балыкиной О.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
... Балыкин А.Д. оформлял заявление на имя главы администрации г.Воркуты о постановки его на очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты, постоянного Фондом развития жилищного строительства Республики Коми за счет выделения безвозмездных субсидии с составом семьи 4 человека. (л.д....).
В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных регионах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из анализа как статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, так и ранее действующего законодательства Федерального закона от 17.08.1996 N116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" и Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели, следует, что сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Действующее с 01.01.2003 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002№879 определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам.
Необходимо учитывать, что снятие с учета по названному основанию возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Администрация МО ГО «Воркута» проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.
При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось.
... Балыкин А.Д. на имя Главы МО ГО «Воркута» оформлял заявление, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», указал, что в соответствии с Постановлением Правительства №153 от 21.03.2006 относится к категории инвалид с детства II группы, переселение из РКС; признан нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещение) и состоит в очереди с ... в администрации. Также указал, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеет кроме жилья в г.Воркуте. Состав семьи заявлен 4 человека: он, супруга Балыкина О.В., ...., сын Балыкин А.А., ...., дочь Балыкина О.А., .... (л.д....).
Однако, истец с ... по настоящее время является собственником жилого помещения по адресу ... общей площадью ... кв.м, которое было им приобретено на основании договора дарения квартиры, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ... №....
Согласно справки, выданной МП ЖТ№2 Домоуправление №1 от ... Балыкин А.Д. был зарегистрирован по адресу ... вместе с ним были зарегистрированы жена Балыкина О.В., сын Балыкин А.А., дочь Балыкина О.А. (л.д....).
Из поквартирной карточки по адресу ... по состоянию на ... следует, что по данному адресу зарегистрированы: с ... собственник Балыкин А.Д., ...., дочь Балыкина О.А.,...., сын Балыкин А.А., ...., жена Балыкина О.В., ...., с ... отец Балыкин Д.Л., ....
В заявлениях от ..., ..., ... Балыкин А.Д. просил выделить ГЖС выпусков ..., ..., ... года на состав семьи 4 человека. (л.д....).
Исходя из установленной решением Совета народных депутатов МО г.Гусь-Хрустальный от 05.04.2006 №19/6 учетной нормы 10 кв.м общей площади на одного члена семьи с ... по настоящее время, истец после приобретения в собственность ... квартиры ... по адресу ... общей площадью ... кв.м, при заявленном им составом семьи 4 человека (истец, его жена, двое детей), перестал быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи приходится по ... кв.м. (...) общей площади, что более установленной нормы 10 кв.м.
При таких обстоятельствах, у ответчика имелись основания для вынесения постановления №... от ... (протокол №... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при АМО ГО «Воркута» от ...) в части снятия истца и членов его семьи с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет ... в соответствии с п.21 «в» Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879, т.е. в связи выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений. (л.д....).
Согласно п.22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, в случае если у гражданина после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановки на учет производится на общих основаниях.
Следовательно, вопрос о постановке на учет истца, как гражданина, претендующего на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (после отчуждения жилья и признания нуждающимся в установленном законом порядке и др. условия), подлежал рассмотрению вновь при условии подачи заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном вышеприведенным Положением, и после наличия оснований для признании истца нуждающейся в жилом помещении.
Приведенные доводы истца о том, что ответчик длительное время вводил его в заблуждение, не разъяснив возможность продажи квартиры либо оформления сделки по иным основаниям, лишил его возможности продать квартиру и по истечении 5 лет встать в очередь заново, чем нарушал его права длительное время, которые подлежат восстановлению, суд отклоняет, поскольку в силу приведенного выше законодательства, именно лицо, претендующее на получение жилищной субсидии в рамках программы «Жилище» обязано сообщать органам местного самоуправления, в данном случае администрации МО ГО «Воркута», о своей нуждаемости в жилом помещении, в том числе, изменения условий постановки в списках.
Истцом в нарушении ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что он уведомлял и поставил в известность органы местного самоуправления о наличии у него в собственности жилья в ... и как следствие наступление оснований для своевременного снятия с учета. Оформленное им заявление от ... о включении в программу «Жилище», в котором им указано об отсутствии у него и членов его семьи жилья за пределами РКС, напротив, свидетельствует о невыполнении этой обязанности с его стороны.
Как указывалось выше Федеральный Закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в качестве одного из обязательных условий возникновения права на получение жилищных субсидий предусматривает отсутствие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера.
Ни названный Федеральный закон N125-ФЗ, ни принятое в его исполнение Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не содержат условия о том, что граждане снимаются с учета в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации на собственные средства гражданина.
Исходя из общих положений гражданского законодательства об основаниях приобретения права собственности следует, что граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает и со дня открытия наследства (п.4 ст.1152 ГК РФ).
Таким образом, приобретение жилья в и порядке наследования, и в дар за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, является основанием для снятия гражданина с учета, подпадающим под действие п.21 Положения.
Из чего следует, что доводы истца о том, что изначально основания приобретения квартиры было – получение по наследству, а по рекомендации ответчика жилье было им оформлено дарением, чтобы остаться в списках на получение жилья за счет жилищной субсидии, не имеет правового значения по делу, поскольку сам факт регистрации в собственности жилья у истца либо членов его семьи, в данном случае, уже свидетельствует о том, что они перестали быть нуждающимся в жилом помещении. А сами доводы свидетельствует о желании истца скрыть от органов местного самоуправления, под условием оформления мнимых сделок, фактические обстоятельства отсутствия нуждаемости в жилом помещении.
Между тем не сообщив администрации МО ГО «Воркута» сведения о наличии зарегистрированного жилого помещения в собственности, в том числе, и при оформлении заявления ... о включении в программу «Жилище», истец тем самым, не исполнил свои обязанности о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений и, в свою очередь, лишил орган местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ним права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.
Поскольку право у истца на постановку в очередь на получение социальной выплаты для приобретения жилья с д.п.з. ... утрачено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Кроме этого, исковые требования истца о восстановлении положения до нарушения его прав, путём продажи им квартиры, принадлежащей ему на основании договора дарения от ..., находящейся по адресу ..., после чего признать его и членов его семьи как не имеющих квартир за пределами г.Воркуты в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ, сами по себе, являются ненадлежащей формой защиты права, поскольку предъявлены без предъявления каких-либо материальных требований к ответчику. Такие требования являются фактически основанием к иску об обязании восставить в очереди, в удовлетворении которых судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Балыкина А.Д, к администрации МО ГО «Воркута» о восстановлении положения, до нарушения его прав, путём продажи им квартиры, принадлежащей ему на основании договора дарения от ..., находящейся по адресу ..., после чего признать его и членов его семьи как не имеющих квартир за пределами г.Воркуты в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ; обязании восстановить его и членов его семьи в очередь на получение жилищного сертификата для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера с датой постановки от ... - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – ....
Председательствующий С.В.Вдовиченко