Решение по делу № 21-424/2019 от 11.11.2019

Судья Каськович И.В.

№21-424/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2019 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Михайлова А. Е. на постановление временно исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах, главного государственного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах от 06 июня 2019 г. и решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 02 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Михайлова А. Е.,

установил:

на основании постановления должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 06 июня 2019 г. генеральный директор ООО «(...)» Михайлов А.Е. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Решением судьи Муезерского районного суда РК от 02 октября 2019 г. постановление должностного лица изменено путем исключения из объема обвинения одного из вменяемых законному представителю ООО «(...)» нарушений норм специального законодательства и определения других даты и времени совершения инкриминируемого правонарушения, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В поданной в вышестоящий суд жалобе Михайлова А.Е. ставится вопрос об отмене принятых субъектами административной юрисдикции актов и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью состава вменяемого деяния и допущенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого деяния) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В силу ст.11, п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ст.1 которого отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В п.2 ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдения федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами.

Исходя из положений п.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха», запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Из п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

На основании п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Согласно пп.2.4.4, 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88 пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается). Временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.

В соответствии с пп.3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке.

Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Исходя из п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования организации и проведения дератизационных мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58, санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.

Исследование материалов дела показало, что в связи с обращением гражданина по факту ненадлежащей организации администрацией Муезерского городского поселения сбора и вывоза отходов по адресу: пгт.Муезерский, район улицы Северная (здание недостроенной котельной, расположенной в пятидесяти метрах от жилых домов, двадцати метрах от открытого водоисточника и восьмидесяти метрах от колодца с питьевой водой), должностным лицом административного органа 24 января 2019 г. вынесено определение о возбуждении в отношении администрации Муезерского городского поселения дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.6.3, 8.2 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования 06 февраля 2019 г. в порядке ст.27.8 КоАП РФ с участием представителя администрации Муезерского городского поселения проведен осмотр территории и помещения по адресу: Муезерский район, пгт.Муезерский, улица Северная, промзона 1, площадка в здании недостроенной котельной, используемая для перегруза и накопления твердых коммунальных отходов, по результатам которого установлены следующие нарушения санитарных правил:

- площадка, используемая для перегруза и накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), оборудована 7 металлическими контейнерами (нарушение ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10);

- для складирования ТКО используются неплотно закрывающиеся емкости (нарушение ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.11 СП 3.5.3.3223-14, п.2.4.4 СанПиН 42-128-4690-88);

- после транспортировки ТКО с территории пгт.Муезерский и Муезерского района осуществляется их выгрузка из мусоровозной машины непосредственно на саму площадку, где они складируются, накопление ТКО осуществляется не только в металлических контейнерах, но и непосредственно на самой площадке (вне контейнеров) при нехватке объема имеющихся контейнеров,вывоз ТКО с площадки на полигон ТКО осуществляется с периодичностью 2-3 раза в неделю (нарушение ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп.3.1, 2.2.1, 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88, п.3.11 СП 3.5.3.3223-14, п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10);

- на площадке допускается сжигание ТКО непосредственно в контейнерах (нарушение ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88);

- не соблюдается кратность вывоза ТКО от мест (площадок) их накопления на территории Муезерского района до полигона ТКО г.Костомукша (нарушение ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп.2.2.1, 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88, п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10).

Также по делу установлено, что в рамках проведенного в отношении администрации Муезерского городского поселения административного расследования должностным лицом истребованы необходимые для разрешения дела об административном правонарушении сведения у ООО «(...)», осуществляющего сбор, транспортировку, размещение ТКО на территории пгт.Муезерский и Муезерского района, и по факту выявленных нарушений со стороны данного юридического лица 22 февраля 2019 г. главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах в порядке ст.25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля допрошен генеральный директор Михайлов А.Е. и вынесено определение о назначении времени и места составления в отношении упомянутого лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

В дальнейшем, 12 марта 2019 г. в отношении законного представителя ООО «(...)» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица от 06 июня 2019 г. Михайлов А.Е. привлечен к указанной административной ответственности, которое по результатам судебного пересмотра оставлено по существу без изменения.

Вместе с тем субъектами административной юрисдикции в ходе производства по делу не учтены следующие значимые для соблюдения установленного законодательством порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.

Согласно требованиям ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В ч.1 ст.25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из чч.1, 3 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они были получены с нарушением закона.

В силу положений п.3 ч.1, п.4 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 настоящего Кодекса.

Исходя из требований чч.2, 3, 6 ст.28.7 КоАП РФ, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Частью 1 ст.27.1 КоАП РФ предусмотрено, что в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, одной из которых является осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Порядок применения этой меры обеспечения производства по делу регламентирован ст.27.8 КоАП РФ, согласно чч.2, 6 которой осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, двух понятых либо с применением видеозаписи, и по результатам осмотра составляется протокол.

Согласно установленным по настоящему делу обстоятельствам протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов был составлен должностным лицом 06 февраля 2019 г. в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении администрации Муезерского городского поселения, и при осуществлении данного осмотра представитель ООО «(...)» не присутствовал, о времени и месте его проведения не извещался.

Поскольку при сложившихся обстоятельствах привлекаемое к ответственности лицо оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, допущенное в ходе производства по данному делу существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влечет за собой признание протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06 февраля 2019 г. недопустимым доказательством.

Других допустимых и относимых доказательств, собранных в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении руководителя ООО «(...)», подтверждающих факт несоблюдения в процессе деятельности предприятия экологических и санитарно-эпидемиологических требований, нарушение которых вменено Михайлову А.Е., материалы дела не содержат.

При этом следует отметить, что допущенный в составленном по итогам проведения административного расследования протоколе об административном правонарушении существенный недостаток в части указания достоверных сведений, касающихся даты и времени совершения вменяемого законному представителю ООО «(...)» противоправного деяния, при вынесении должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении не устранен.

Исходя из описания обстоятельств произошедшего события, отраженного в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности, все приведенные в обоснование вины Михайлова А.Е. доказательства были собраны в процессе проведения административного расследования.

Постановление о привлечении законного представителя ООО «(...)» Михайлова А.Е. к административной ответственности при этом было вынесено должностным лицом, тогда как в силу взаимосвязанных положений абз.2 ч.3 ст.23.1 и ч.2 ст.29.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Таким образом, игнорирование субъектами административной юрисдикции в ходе производства по делу об административном правонарушении норм законодательства, регулирующих вопросы порядка привлечения к административной ответственности, повлекло принятие незаконных актов, в связи с чем постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление временно исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах, главного государственного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах от 06 июня 2019 г. и решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 02 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Михайлова А. Е. отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья Н.А.Колбасова

21-424/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Михайлов Анатолий Евгеньевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

КоАП: ст. 8.2 ч.1

12.11.2019Материалы переданы в производство судье
12.12.2019Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее