Дело № 2-720/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 августа 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Корнева П.И., при секретаре Германович Г.В., с участием помощника прокурора Нытвенского района Щукиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ответчикам Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 г. Нытва и Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В Нытвенский районный суд обратился прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 г. Нытва и Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района с иском о возложении на МБДОУ детский сад № 1 г. Нытва обязанности по оборудованию здания по адресу: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, ул. Степана Разина, 6, системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2019 г., автономной системой оповещения в срок до 31.12.2019 г., а также по обеспечению физической охраной в срок до 01.03.2018 г.; о возложении на МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района обязанности в случае недостаточности собственных средств выделить МБДОУ детский сад № 1 г. Нытва денежные средства на
оборудование здания по адресу: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, ул. Степана Разина, 6, системой внутреннего видеонаблюдения, автономной системой оповещения, а также на обеспечение физической охраной.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района по информации ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей, а именно муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 г. Нытва. В ходе проверки установлено, что детский сад № 1 является образовательным учреждением для несовершеннолетних, включенным в перечень объектов с массовым пребыванием людей. В нарушение норм действующего законодательства здание детского сада № 1, расположенное по адресу: ул. Степана Разина, 6, г. Нытва, Нытвенский район, Пермский край, не в полной мере обеспечено инженерно-техническими средствами и режимными мерами антитеррористической защищенности.
Согласно главе 1 Устава Детского сада № 1 он является дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район», а главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения – Управление образования администрации Нытвенского муниципального района. Детский сад № 1 осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 02.12.2015 № 4672. Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от 17.02.2016 № 76- утвержден перечень объектов с массовым пребыванием людей, в который также включен детский сад № 1.
Здание образовательного учреждения не оборудовано системой внутреннего видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена его физическая охрана. Неисполнение указанных требований связано, в частности, с отсутствием достаточных финансовых средств у образовательного учреждения. Необеспечение антитеррористической защищенности здания детского сада № 1 влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения и воспитания.
Прокурор требования поддержал, по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика – МБДОУ детский сад № 1 г. Нытва направила пояснения по иску, в котором также просила рассмотреть дело без её участия, с иском не согласна.
Представитель ответчика – Управления образования администрации Нытвенского муниципального района направила пояснения по иску и ходатайство о рассмотрении дела без её участия, с требованиями прокурора не согласна.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
П. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
П. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009", утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к своду правил указано, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закона) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. п. 2 ч. 3 Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" далее ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с п. п. 30, 31, 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Пункты 24, 26 Требований предусматривают, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В качестве доказательств суд представлены: информация администрации Нытвенского муниципального района об оснащенности подведомственных образовательных организаций Нытвенского муниципального района инженерно-техническими и режимными мерами антитеррористической защищенности, обращение Краснокамского МОВО – филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Пермскому краю от декабря 2016 года об организации рабочей встречи по вопросу организации комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций и дошкольных учреждений Нытвенского района, список и перечень объектов с отсутствующим каналом передачи тревожных сообщений в ОВД (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», перечень мест с массовым пребыванием людей в Нытвенском муниципальном районе, информация МБДОУ детский сад № 1 г. Нытва от 15.03.2017 г., лицензия № 4672 от 02.12.2015 г. на осуществление образовательной деятельности МБДОУ детский сад № 1 г. Нытва Устав МБДОУ детский сад № 1 г. Нытва, (л.д. 5-24).
Наличие сторожа и тревожной кнопки экстренного вызова полиции в здании детского сада, не является тем видом мероприятий антитеррористической защищенности, которые определены действующим законодательством, их можно расценивать лишь, как дополнительную меру безопасности граждан и имущества, пребывающих и находящихся в данном учреждении.
Судом установлено, что ответчиками не в полной мере выполнены требования указанного выше законодательства, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В связи с этим, иск прокурора следует удовлетворить в полном объеме.
На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Нытва:
- оборудовать здание по адресу: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, ул. Степана Разина, 6, системой внутреннего видеонаблюдения в срок до 01.07.2019 года;
оборудовать здание по адресу: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, ул. Степана Разина, 6, автономной системой оповещения в срок до 31.12.2019 года;
обеспечить физическую охрану здания по адресу: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, ул. Степана Разина, 6, в срок до 01.03.2018 года.
Обязать муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 г. Нытва денежные средства на оборудование здания по адресу: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, ул. Степана Разина, 6, системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, а также на обеспечение физической охраной.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.И. Корнев