Судья Кайгородова О.В. |
№ 21-73/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
13.03.2019 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Мамаева В. В. на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ,
установил:определением инспектора группы по ИАЗ ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску от 01.08.2018 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, по выявленному 01.08.2018 факту стоянки грузового автомобиля с нарушением требований ПДД РФ; назначено проведение административного расследования.
01.08.2018 в 14.45 час. должностным лицом осуществлено задержание указанного ТС на основании ст. 27.13 КоАП РФ, оформленное протоколом о задержании от 01.08.2018 №
Постановлением командира роты № 1 ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску от 10.10.2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Мамаевым В.В. в Петрозаводский городской суд Республики Карелия поданы жалобы, в которых он просил признать незаконными определение должностного лица о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол о задержании ТС, признать незаконными дело об административном правонарушении и действия сотрудников ГИБДД. Также просил отменить постановление должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении, мотивируя отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.02.2019 постановление о прекращении производства по делу оставлено без изменения, жалобы - без удовлетворения.
С данным решением судьи не согласен Мамаев В.В. Не оспаривая факт совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, в поданной жалобе просит решение судьи отменить и признать незаконными действия сотрудников ГИБДД по эвакуации ТС. Мотивирует тем, что задержание ТС произведено с грубыми процессуальными нарушениями, поскольку Мамаеву В.В., явившемуся в момент начала движения эвакуатора (14.50 час.), не была предоставлена возможность устранить нарушение ПДД РФ, явившиеся основанием для применения данной меры. Инспектор ДПС не представился и отказался предъявить документы, документы на автомобиль не осматривал, мер для прекращения эвакуации не принял. При этом Мамаев В.В. был готов оплатить административный штраф и переместить автомобиль на автостоянку, личность правонарушителя была своевременно известна сотрудникам ГИБДД. Протокол о задержании ТС не вручался Мамаеву В.В. в нарушение ч.ч. 5 и 7 ст. 27.13 КоАП РФ, с материалами дела защитник ознакомлен лишь в судебном заседании. В нарушение ч. 4 ст. 27.13 КоАП РФ в протоколе о задержании ТС не указано лицо, в отношении которого применена данная мера, указана неверно марка автомобиля и не отражено, что в его кузове находится легковой автомобиль. Носитель видеозаписи в деле отсутствует, несмотря на указание на него в протоколе. Копия протокола нечитаема. Понятые при задержании ТС не участвовали. Водитель эвакуатора самовольно проник в кабину автомобиля, но не опечатал его. Схема нахождения ТС неверна. Судья не рассмотрел требования о признании незаконными протокола о задержании ТС, действий сотрудников ГИБДД и признании незаконным дела об административном правонарушении и отказал в восстановлении пропущенного процессуального срока.
Заслушав защитника Мамаеву Е.Г., уточнившую и поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
Законодательство об административных правонарушениях не предусматривает возможности рассмотрения в порядке ст.ст. 30.3-30.7 КоАП РФ жалоб на определения о возбуждении дела об административном правонарушении и на отдельные доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, в том числе протоколы о применении мер обеспечения производства по делу, на материалы дела в целом, либо на отдельные процессуальные действия должностных лиц, связанные с производством по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, доводы о нарушениях закона при совершении должностными лицами процессуальных действий, влекущие признание процессуальных документов недопустимыми доказательствами, могут быть включены в жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, и подлежат оценке, если они могут иметь значение для судебной проверки его законности.
В силу ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, является административным правонарушением.
По смыслу п. 12.2 ПДД РФ стоянка грузового автомобиля на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, запрещена.
Статья 28.9 КоАП РФ допускает прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение. Согласно ч. 1 данной статьи при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу с соблюдением требований ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что сотрудниками ГИБДД 01.08.2018 выявлено нарушение правил остановки (стоянки), которое выразилось в стоянке грузового автомобиля (...) на тротуаре, что запрещено ПДД РФ и указывает на событие административного правонарушения, ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ. В связи с данными обстоятельствами возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ. Исходя из содержания процессуальных документов, дело возбуждено, и административное расследование проведено не в отношении непосредственно Мамаева В.В., а по факту выявленного правонарушения в целях установления водителя ТС. Определение о возбуждении дела вынесено уполномоченным должностным лицом, мотивировано и основано на факте выявленного правонарушения.
По результатам административного расследования установлено, что собственником автомобиля является Мамаев В.В., который дал свои объяснения по обстоятельствам дела. До окончания административного расследования срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В связи с изложенным постановлением должностного лица от 10.10.2018 производство по делу об административном правонарушении правомерно прекращено по соответствующему основанию (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) до передачи дела на рассмотрение.
Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, обстоятельно мотивировано, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и не содержит вывода о виновности Мамаева В.В. в совершении выявленного административного правонарушения. При этом обстоятельства, образующие непосредственно событие административного правонарушения, выразившееся в стоянке грузового ТС на тротуаре, с очевидностью подтверждаются материалами дела, в том числе фотографиями, схемой правонарушения, показаниями допрошенных свидетелей и не оспариваются Мамаевым В.В. и его защитником.
Доводов о несогласии с обстоятельствами, на которых основано постановление о прекращении производства по делу, жалоба не содержит.
Исходя из доводов жалобы и позиции защитника, основание прекращения производства по делу податель жалобы не оспаривает, при этом не отрицает свою причастность к размещению грузового автомобиля в том месте, где он был обнаружен сотрудниками полиции.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться по существу с выводом судьи об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления о прекращении производства по делу, не имеется.
Вместе с тем, в обжалуемом судебном акте содержится ссылка на протокол о задержании ТС от 01.08.2018 как на доказательство по настоящему делу.
В соответствии с ч. 4 ст. 27.13 КоАП РФ в протоколе о задержании ТС указываются, в том числе, сведения о ТС. В силу ч. 5 данной статьи протокол о задержании ТС подписывается должностным лицом, его составившим.
Вместе с тем, имеющийся в деле протокол о задержании ТС № от 01.08.2018 содержит неверное указание на марку автомобиля. Сведения о государственном регистрационном знаке автомобиля содержат неоговоренные исправления. Протокол о задержании не подписан должностным лицом, составившим протокол.
В связи с этим на основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ указанный процессуальный документ не может быть признан допустимым доказательством как оформленный с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ. Ссылка на данный протокол как на доказательство по настоящему делу подлежит исключению из описательно-мотивировочной части обжалуемого судебного решения.
Вопреки доводам жалобы определения об отказе в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица судьей не выносилось. Возможности отдельного обжалования материалов дела об административном правонарушении и иных указанных подателем жалобы процессуальных актов КоАП РФ не предусматривает.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию не с прекращением производства по делу, а с процедурой доставки ТС и хранения его на специализированной стоянки, что не может быть предметом самостоятельного обжалования в рамках КоАП РФ. Вопросы, касающиеся доставки ТС не специализированную стоянку, соблюдения порядка хранения ТС и возврата его законному владельцу, не имеют непосредственного отношения к законности принятия по настоящему делу итогового процессуального акта. В случае, если Мамаев В.В. как собственник ТС полагает о совершении сотрудниками полиции незаконных действий в ходе осуществления соответствующих процедур либо незаконного бездействия, выразившегося в невозврате ТС по законному требованию владельца, при доказанности такового, Мамаев В.В. не лишен права оспорить подобные действия (бездействие) путем предъявления соответствующего административного иска. В случае неправомерного повреждения его имущества в ходе осуществления данных процедур собственник вправе в судебном порядке требовать возмещения данного ущерба.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, не допущено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется. Обжалуемое решение судьи подлежит оставлению по существу без изменения с исключением из него ссылок на протокол о задержании ТС.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, по существу оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исключить из решения судьи Петрозаводского городского суда от 01.02.2019 по настоящему делу ссылки на протокол о задержании транспортного средства от 01.08.2018 № (...) как на доказательство по делу об административном правонарушении.
Судья |
С.В. Щепалов |