РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2012 года г. Ставрополь
Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Капорина Е.Е.,
при секретаре Федоровой А.Н.,
с участием представителя истца Колесникова В.И. – Захаровой Г.А., действующей на основании доверенности №26АА0715828 от 18.06.2012 года,
представителя ответчика Государственного учреждения – Пенсионный фонд Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края – Першиной Т.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя материалы гражданского дела по исковому заявлению Колесникова В.И. к Государственному учреждению – Пенсионному фонду Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Колесников В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда по г.Ставрополю Ставропольского края о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что истица является отцом Колесникова С.В., погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Истец получает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) от отделения пенсионного фонда в городе Ставрополе как член семьи военнослужащего Колесникова С.В., погибшего ДД.ММ.ГГГГ на территории республике Чечня. В извещении Военного комиссариата Ставропольского края сказано, что он и его семья имеет право пользоваться льготами, установленными законодательством Российской Федерации. Данная выплата производилась им в период с 2000 года. С принятием ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ, положения Закона СССР о неотложных мерах по улучшению пенсионного обслуживания и ФЗ «О ветеранах», приравнивающие членов семей погибших, ветеранов боевых действий к участникам Великой Отечественной войны, утратили силу. Однако, п.3 ст.11 ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и их семей, ранее установленные законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.
Согласно определению Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П, признание данной нормы абзацем вторым п.6 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 года №122 -ФЗ утративший силу не означает, как следует из Определения Конституционного суда от 27.12.2005 года №502-О, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровня социальной защиты, и не может рассматриваться, как допускающая снижением объема мер социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 года, с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, иное означало бы произвольную отмену ряда установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года № 8-П, неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связанны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 57 Конституции РФ.
ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ принят согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а так же решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются социальными льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами правового государства и социально -ориентированной рыночной экономикой. Нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу ст. 23.1ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного суда РФ от 04.04.2006 года №122 ФЗ) и пункта 19 статьи 44 ФЗ от 22.08.2004 года №122 ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года. В соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» (пункт 3 ст. 11, пункт 1 ст. 15) и Закона СССР о неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения (ст.7), то есть данная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Ежемесячная денежная выплата для ветеранов Великой Отечественной войны была установлена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с абз. 2 п.5 ст.154 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» в размере 1050 рублей и с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п.4 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» в размере 1500 рублей.
Индексация данной выплаты производилась аналогичным образом, как и членам семей погибших военнослужащих в соответствии с увеличением базовой части трудовой пенсии.
Данная выплата производилась истцу в период с 01.01.2005 года по 31.12 2005 года в соответствии с абз. 8 п.5 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года №122ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» (далее ФЗ от 22.08.2004 года №-122ФЗ). С 01.10.2006 года в соответствии с п.п.4 п.4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» размер ЕДВ для членов семей погибших военнослужащих устанавливался абз. 8 п.5 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года №122ФЗ с 01.01.2005 года в размере 150 рублей, а п.п.4 п.4 ст. 23.1 «О ветеранах с 01.01.2006 года в размере 600 руб. При этом, согласно абз. 17 п.5 ст.154 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ и п.5 ст23.1 ФЗ «О ветеранах», индексация указанной выплаты производилась в соответствии с индексацией базовой части трудовой пенсии, сроки установленные ФЗ от 17.12.2001 года №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Кроме того, в соответствии с п.5 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ, сумма ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты, осуществленной за период с 01.01.2005 года в соответствии с законодательством РФ.
Индексация базовой трудовой пенсии производилась: с 01.08.2005 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года № 419 в 1.06 раза, с 01.04.2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 года №165 в 1,085 раза. С 01.04.2007 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007 года №181 в 1,075 раза. Таким образом, размер производимых выплат истице составлял с 01.04.2007 года по 741 рубль 81 копейка.
На основании вышеизложенного, просит суд обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с индексацией по Постановлению Правительства за период с 01.01.2005 года по настоящее время в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и выплатить Колесникову В.И. Также просит взыскать расходы по оплате услуг представителя в пользу Колесникова В.И. в размере 10000 тысяч рублей.
В судебное заседание истец Колесников В.И., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела не явился, представил заявление, в котором просили рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Колесникова В.И. – Захарова Г.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края Першина Т.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что в соответствии с Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на истца, как мать военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В связи с принятием ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, некоторые льготы в натуральной форме, право на которые имела истица, в соответствии с вышеназванным Законом, а также Законом РФ «О ветеранах», были заменены на денежные компенсации.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибшим при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже п.п.2 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы ЕДВ не может назначаться в размере ниже, чем установлено для участников Великой Отечественной войны.
01.01.2005 года и до принятия Определения Конституционного Суда РФ №331-О-П от 04.04.2007 года у территориального органа Пенсионного Фонда не было никаких законных оснований производить выплаты ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших военнослужащих в размере, равном ежемесячной выплате ветеранам Великой Отечественной войны.
Реализовать право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, граждане указанной категории могли на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 года №209 и утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 года №345; справки (извещения) о смерти (гибели) военнослужащего наступившей до 16 января 1995 года; выписки из акта освидетельствования об определении причинной связи смерти. Так как смерть военнослужащего Колесникова С.В. наступила 09.01.2000 года, то установить ежемесячную денежную выплату по категории «родители и жены погибших военнослужащих», в соответствии с вышеуказанным Определением Конституционного Суда, не представляется возможным.
Что касается требования о взыскании с Управления судебных расходов, то согласно п.2 Положения «О пенсионном фонде Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №2122-1, а также ст.18 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года №167-ФЗ денежные средства ПФР находятся в государственной собственности РФ и не входят в состав бюджетов других фондов, и изъятию не подлежат, кроме как на цели, прямо оговоренные законодательством.
В связи с изложенным, просит суд отказать Колесниковой Т.Ф. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив представленные материалы, суд считает заявленные требования Колесниковой Т.Ф. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Колесников В.И. является отцом военнослужащего Колесникова С.В., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы по выполнению боевых задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Чечня, что подтверждается свидетельством о рождении Колесникова С.В. серии II-ДШ № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о смерти Колесникова С.В. серии I-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с гибелью сына, Колесникову В.И. было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, установленных для участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01.08.1989 года №313-1, что подтверждается удостоверением серии Н №01126, выданным 31.01.2002 года.
Статья 7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Согласно положениям данной статьи, на истцов распространялись льготы в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Закон СССР от 01.08.1989 года № 313-1, распространив на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны, признал, таким образом, их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона “О ветеранах”, не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п.3 ст.11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 года №122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которой прописан (и меняется с учетом индексации) в п.п. 2 п.4 ст.23.1 Федерального закона “О ветеранах”. ЕДВ представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.
Признание данной нормы абзацем 2 п.6 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающий снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005г. с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ - Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также для решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 года №122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в которой ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей и направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являющихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Следовательно, взаимосвязанные положения ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ) и п.19 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01.08.1989 года №313-1, то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Данная позиция отражена в Определении конституционного суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П.
В связи с тем, что объем льгот, получаемых Колесниковым В.И., как членом семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, до 01.01.2005 года соответствовал объему льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны в натуральной форме, то компенсация этих льгот в денежной форме, должна соответствовать этой же категории. Таким образом, истице, ранее, до 01.01.2005 года, пользовавшейся льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, именно с 01.01.2005 года.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что перерасчет Колесникову В.И. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, необходимо произвести с даты вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П, поскольку право на льготы в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, возникло у истицы не на основании Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №331-О-П, а в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01.08.1989 года №313-1, и это право подтвердил в своем Определении Конституционный Суд РФ, указав на недопустимость умаления прав, возникших и реализованных определенной категории граждан, к которой по своему статусу относится Колесников В.И.
Суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии возможности у ГУ - Управление ПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края оплатить судебные расходы на оплату услуг представителя, несостоятельными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства, в связи с чем, они не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Учитывая, что Пенсионный фонд РФ предоставляет меры социальной поддержки в соответствии с пенсионным законодательством РФ, то согласно п.2 ст.23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ выплаты, своевременно не полученные по вине органа, осуществляющего обеспечение, выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Об этом указано и в п.30 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» от 30 ноября 2004 года №294-ЕДВ, неполученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Судом установлено, что истец Колесников В.И. имел право на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Однако, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края отказалось решить в досудебном порядке вопрос о назначении и перерасчете с 01.01.2005 года ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, что подтверждено ответом заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Добровольской А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с индексацией за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу в размере, установленном для участников Великой Отечественной Войны.
Кроме того, в связи с отказом ГУ - Управления Пенсионного РФ по г. Ставрополю Ставропольского края решить данные вопросы в досудебном порядке, Колесников В.И. был вынужден воспользоваться услугами представителя.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, а согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, а в соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ – стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Судом установлено, что истцом предъявлена квитанция об оплате услуг представителя на сумму <данные изъяты>.
Однако, учитывая сложность дела, количество судебных заседаний, суд полагает возможным с учетом ст. 100 ГПК РФ, взыскать с Ответчика в пользу Истца расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> поскольку находит данную сумму разумной и адекватной трудовым затратам представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесникова В.И. – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты Колесникову В.И., с индексацией за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу в размере, установленном для участников Великой Отечественной Войны.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края в пользу Колесникова В.И. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Е. Капорина
.