Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской федерации
РЕШЕНИЕ
г.Челябинск
25 мая 2009 года Дело № А76-7058/2009-62-168
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2009 года.
Судья арбитражного суда Челябинской области Н.А.Первых,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартын И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Индивидуального предпринимателя Зыковой Натальи Анатольевны, г. Нязепетровск
к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, г.Челябинск
о признании незаконными и отмене постановления № 54 от 27.03.2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя:не явился; извещён
от ответчика: Лаврова С.А. –доверенность № 43 от 24.04.2009, служебное удостоверение № 2164 от 26.04.2006,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зыкова Наталья Анатольевна (далее по тексту – ИП Зыкова Н.А., Предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д. 2-7) о признании незаконными и отмене постановления № 54 от 27.03.2009 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.41 КоАП РФ, вынесенных Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее по тексту – Министерство по радиационной и экологической безопасности, Министерство, административный орган, ответчик), мотивируя тем, что о дате рассмотрения дела не извещена, пояснила что при передаче телефонограммы представитель административного органа не назвал точную дату и время рассмотрения дела, также административным органом не установлено осуществляет ли предприниматель какую – либо деятельность, либо владеет объектами недвижимости, не установлены фактические обстоятельства дела.
Ответчик в отзыве на заявление против требований заявителя возражает, считает, что индивидуальный предприниматель Зыкова Н.А. осуществляет торговую деятельность, в результате которой образуются отходы, предпринимателем не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2006,2007 и 2008годы. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения заявителя к административной ответственности (л.д.57-59).
Предприниматель, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ неявка в судебное заседание сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Ответчик в судебном заседании возражал против требований заявителя, по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Зыкова Наталья Анатольевна, 25.08.1974 года рождения, уроженка г. Нязепетровска, Челябинской области, проживающая по адресу: 456970, Челябинская область, г. Нязепетровск, ул.Р.Люксембург,3-7, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.11.2001 Нязепетровским филиалом Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Челябинской области – Южноуральская регистрационная палата за основным государственным регистрационным номером 304743603000028, на основании чего выдано свидетельство о государственной регистрации 74 № 000507521(л.д.13).
Как следует из материалов дела, на основании плана работы Комитета по экологии и природопользованию Нязепетровского муниципального района на 2009 год (л.д.101-106), 30 января 2009 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды индивидуальным предпринимателем Зыковой Н.А.
26 января 2009 г. отделом по охране окружающей природной среды администрации Нязепетровского муниципального района в адрес индивидуального предпринимателя Зыковой Натальи Анатольевны направлено уведомление о не внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также о рассмотрении материалов проверки 30.01.2009 в 11 час.00 мин. по адресу: г. Нязепертовск, Челябинской области ул. Вайнера, 22, На уведомлении начальником отдела по охране окружающей природной среды администрации Нязепетровского муниципального района Чертищевым А.Н. сделана отметка об отказе ИП Зыковой Н.А. от подписи на указанном уведомлении.
В ходе проверки сотрудниками Комитета по экологии и природопользованию установлены нарушения действующего законодательства при осуществлении ИП Зыковой Н.А. торговой деятельности в магазинах промышленных товаров и продуктов питания в торговых помещениях, расположенных по адресу: г. Нязепетровск, ул. Свердлова,11а «Фея» и ул. Свердлова, 5 «Павильон», а именно:
-предпринимателем не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2006, 2007, 2008 год, чем нарушена ст.16 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. «Об охране окружающей среды».
По результатам проверки прокурором Нязепетровского района Челябинской области в отношении предпринимателя постановлением от 02.03.2009 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ. Указанное постановление вынесено в присутствии ИП Зыковой Н.А., а копия постановления вручена предпринимателю, о чём в постановлении имеется соответствующая отметка (л.д.24-25).
10.03.2009 государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды вынесено определение № 54 (л.д.20) о назначении времени и места рассмотрения дела 25.03.2009 в 12 час. 00 мин. в помещении Министерства радиационной и экологической безопасности Челябинской области по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 57-28, которое направлено предпринимателю заказным письмом с уведомлением.
В адрес Министерства по радиационной и экологической безопасности поступило ходатайство от индивидуального предпринимателя Зыковой Н.А. от 20.03.2009 о рассмотрении постановления о назначении административного наказания по месту жительства Зыковой Н.А., в городе Нязепетровске Челябинской области.
В удовлетворении ходатайства административным органом отказано, в связи с тем, что Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области не располагает территориальным органом в городе Нязепетровске Челябинской области.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, 25.03.2009 года индивидуальному предпринимателю телефонограммой передан отказ в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении и переносе рассмотрения административного дела по ст. 8.41 КоАП РФ в отношении ИП Зыковой на 27.03.2009 в 12 час. 00 минут.
На основании материалов проверки и постановления прокурора Нязепетровского района Челябинской области от 02.03.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлением № 54 от 27.03.2009, вынесенным Государственным инспектором Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, заявитель за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д.44-46). Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие предпринимателя, копия постановления направлена 31.03.2009 № 10/1329 заказным письмом (л.д.11-12).
Считая постановление не соответствующим законодательству, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ст.207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов:
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
На основании ст.24 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998. «Об отходах производства и потребления», обращением с отходами признается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 16 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. «Об охране окружающей среды» предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду. При этом негативным воздействием на окружающую среду являются, в том числе, размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003. в зависимости от вида отхода и его воздействия на окружающую среду.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства совершения правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, суд приходит к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях заявителя.
В силу положений Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998. «Об отходах производства и потребления» индивидуальный предприниматель не является субъектом, в обязанности которого входит плата за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы или связанную с обращением с отходами.
Представитель заявителя в судебном заседании факт осуществления предпринимателем деятельности связанной с реализацией товаров отрицал, пояснил, что предприниматель не занимается торговлей, одно из принадлежащих ей помещений сдает в аренду.
В материалы дела представлены договоры аренды нежилого помещения (л.д.25-38), согласно которым ИП Зыкова Н.А. передает в аренду торговый павильон, находящийся по адресу: г.Нязепетровск, ул. Свердлова, 11а.
На основании изложенного, доводы ответчика, что предприниматель осуществлял именно торговую деятельность, связанную с реализацией промышленных товаров, в результате которой образуются отходы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, с 2006 по 2008 годы судом отклоняются как не подтвержденные доказательствами.
Наличие в собственности предпринимателя нежилых помещений и представление предпринимателем в налоговый орган деклараций о доходах такими доказательствами не могут являться, так как из них не следует, какой вид деятельности осуществляет предприниматель, какого вида образуются отходы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в каком объеме и в каком размере необходимо уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена нормами КоАП РФ на административный орган.
Таким образом, факт образования у ИП Зыковой отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не доказан и не подтвержден материалами дела.
В соответствии с ч.1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Вышеуказанные требования закона позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к административной ответственности лица.
Судом установлено и из материалов дела об административном правонарушении следует, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие индивидуального предпринимателя Зыковой Н.А.
Извещение о рассмотрении административного дела по ст. 8.41 КоАП РФ в отношении ИП Зыковой, назначенное на 27.03.2009 в 12 час. 00 минут. передано административным органом 25.03.2009 телефонограммой. При этом, предприниматель не отрицает факт передачи телефонограммы, однако отрицает факт передачи точных сведений о времени рассмотрения административного дела. Как пояснила предприниматель в письменном объяснении, 25.03.2009 ей по телефону сообщили, что ее ходатайство о рассмотрении материалов административного производства по месту ее нахождения, оставлено без удовлетворения, и сообщили, что она должна явиться завтра(то есть 26.03.2009) не указав конкретное время.
Направление уведомления о рассмотрении дела об административном правонарушении телефонограммой не противоречит нормам Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, однако при решении вопроса о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми и безусловными доказательствами получения указанного уведомления субъектом административного правонарушения.
Таким образом, уведомление о вызове от 25.03.2009, переданное телефонограммой, не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку не позволяет установить точный и полный текст его получения индивидуальным предпринимателем.
Следовательно, административным органом нарушены права предпринимателя, прямо предусмотренные ст.ст. 25.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ. Заявитель при таких обстоятельствах был незаконно лишен возможности использовать гарантии защиты, возражать и давать объяснения по существу рассматриваемого дела.
Таким образом, судом установлено, что административным органом не приняты меры по уведомлению предпринимателя, и предоставлению возможности принять участие в рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление о назначении административного наказания в отношении индивидуального предпринимателя Зыковой Н.А. вынесено с грубыми процессуальными нарушениями, а, следовательно, лишает данный документ доказательственной силы. Административным органом не приняты меры по предоставлению возможности принять участие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела.
Указанные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности суд считает существенными и являющимися основанием для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 167-170, ст.211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 54 ░░ 27.03.2009 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.41 ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░), ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (www.18aas.arbitr.ru) ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (www.f░suo.arbitr.ru).