Решение по делу № 33-286/2017 (33-6227/2016;) от 09.12.2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 января 2017 года,

Судья ФИО2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,

судей Августиной И.Д. и Магадовой А.В.,

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения РД ФИО7 на решение Каспийского городского суда от <дата>, которым постановлено:

«Иск ФИО1 к ГБУ «Каспийская центральная городская больница» и Министерству здравоохранения РД о признании действий незаконными, отмене приказов от 14.05.2014г. -П, 15.05.2015г. и взыскании невыплаченной заработной платы -удовлетворить.

Признать действия Министерства здравоохранения РД незаконными.

Отменить приказы Министра здравоохранения РД от 14.05.2014г. -П, приказ Министра здравоохранения РД от 15.05.2015г. .

Взыскать с ГБУ РД «Каспийская центральная городская больница» в пользу ФИО1 заработную плату за период с мая 2014 года по сентябрь 2015 года в сумме 1 165 522 (один миллион сто шестьдесят пять тысяч пятьсот двадцать два) рубля 60 копеек».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО9, объяснения представителей Министерства здравоохранения РД ФИО7, ФИО5, представителя ГБУ Каспийская ЦГБ ФИО6, просивших решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, представителя ФИО1 ФИО8, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГБУ «Каспийская центральная городская больница» и Министерству Здравоохранения РД о признании действий незаконными, отмене приказов от 14.05.2014г. -П, 15.05.2015г. и взыскании невыплаченной заработной платы.

В обоснование исковых требований указал, что работает в должности главного врача ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» с <дата><адрес> от 14.05.2014г. -П и от 15.05.2015г. министр здравоохранения РД установил ему должностной оклад в размере 65 000 рублей с учетом всех надбавок и доплат. Поскольку указанные приказы нарушают его права, он обратился в Государственную инспекцию труда в РД с заявлением о проведении проверки в отношении Министерства здравоохранения РД. По результатам проведенной проверки было установлено, что указанные приказы нарушают его права и не соответствуют Постановлению Правительства РД от 28.04.2009г. «О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений РД». В результате незаконных приказов он недополучил заработную плату в 2014, 2015, 2016 годы в общей сумме 1 165 522,60 рублей, в том числе за 8 месяцев 2014г. - 460 288 руб., за 9 месяцев 2015г. – 595 818 руб., за 5 месяцев 9 дней 2016г. - 109 416 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения РД ФИО7 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что согласно пункта 4.1. Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> , должностной оклад руководителя учреждения здравоохранения составляет до трех размеров средней заработной платы работников основного персонала, возглавляемого им учреждения. Коэффициент для определения должностного оклада руководителей государственных учреждений здравоохранения устанавливается Министерством здравоохранения Республики Дагестан, а не определяется на основании постановлений Правительства РД от <дата> и от <дата> и тем более не должен рассчитываться с применением коэффициента 2,6, как на это указано в обжалуемом решении Каспийского городского суда РД от <дата>.

В целях реализации указанных нормативных правовых актов Министерством здравоохранения РД установлен Порядок определения размера должностного оклада руководителей учреждений здравоохранения (далее - Порядок), который утвержден приказом по министерству от <дата> -П (в редакции приказа от <дата> -П) и является локальным нормативным актом, определяющим порядок установления оклада руководителя государственного учреждения здравоохранения Республики Дагестан.

Пунктом 5 Порядка определены значения повышающих коэффициентов в зависимости от групп по оплате труда руководителей (от 1 до 3, как предусмотрено постановлением Правительства РД <дата> ), а также предусмотрено, что «учредителем государственного учреждения здравоохранения могут применяться понижающие коэффициенты к коэффициентам, определенным настоящим пунктом. Должностной оклад руководителя государственного учреждения здравоохранения может устанавливаться также в фиксированной сумме (в рублях).

В соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства Республики Дагестан A.M. Гамидова от <дата> по вопросу о наличии чрезмерной диспропорции в заработной плате руководящих работников и основного персонала медицинских учреждений, Министерством здравоохранения Республики Дагестан предприняты меры в целях недопущения диспропорции в заработной плате руководителей подведомственных учреждений здравоохранения работников этих учреждений.

Заработная плата ФИО1 на 2015 год была определена в размере 65 000 рублей, который состоит из следующих составляющих:

должностной оклад - 38235 рублей (с учетом высшей квалификационной категории);

выплат стимулирующего характера в общей сумме 26765 рублей, в т.ч.:

надбавка за стаж непрерывной работы (30 % от оклада) - 11471 рублей;

надбавка за почетное звание «Заслуженный врач» (20 % от оклада) -7647 рублей;

- надбавка за ученую степень К.М.Н. (20 % от оклада) - 7647 рублей.

Судом принят расчет суммы заработной платы, приведенный истцом в исковом заявлении и недоплаченной, по его мнению, незаконно.

Согласно пункта 6.9. Положения, утвержденного постановлением Правительства РД , с целью поощрения работников за общие результаты труда работники могут премироваться по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год или иные периоды работы.

Также в соответствии с п. 6.9.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РД , руководителю учреждения здравоохранения выплаты стимулирующего характера выплачиваются по решению Министерства здравоохранения Республики Дагестан с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждения и его руководителя.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что дополнительные выплаты стимулирующего характера (в том числе премиальные выплаты) согласно законодательства не носят обязательный характер и устанавливаются с учетом выполнения показателей работы учреждения по решению Министерства здравоохранения РД, т.е. установление такого рода выплат является правом, а не обязанностью работодателя.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 191 ТК РФ премирование - это один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности.

В трудовом договоре предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера (премии) не начисляются в случае «выполнения государственного задания (заказа) ниже 80 % и в случае наложения дисциплинарного взыскания». Согласно представленного годового отчета ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» государственное задание по Программе в части объемных показателей за 2015 год по неотложной медицинской помощи выполнено лишь на 17,4 %, также не в полном объеме обеспечено выполнение задания по госпитализациям, по дневному стационару и по обращениями по поводу заболевания. Приказами по министерству главному врачу ФИО1 были объявлены выговора, что также является основанием для не обеспечения ему стимулирующих выплат (премии).

В решении суда дана субъективная интерпретация Акту проверки Государственной инспекции труда в РД по обращению ФИО1

Так, в мотивировочной части решения суда указано, что «проверка была проведена по факту не выплаты в полном объеме заработной платы ФИО1», тогда как в п. 5 Акта указано на то, что в разделе 5 трудового договора с руководителем ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» от <дата> ФИО1 не конкретизированы условия об оплате труда - виды производимых работнику выплат, их размеры. И формулировка «установлен должностной оклад «в размере 65 ООО рублей (с учетом всех надбавок и доплат)», приведенная в приказах министерства от <дата> -П и от <дата> -П, не соответствует требованию как локальных нормативных правовых актов организации, так и нормативных актов Министерства здравоохранения РД, постановлениям Правительства РД, устанавливающих систему оплаты труда.

Таким образом, Государственная инспекция труда в РД ни в Акте проверки, ни в выданном предписании не указывает на недоплату ФИО1 со стороны Министерства здравоохранения РД, а так же не указывает на неправильное и незаконное исчисление размера должностного оклада руководителя.

Кроме того, суд не применил при разрешении спора ст.392 ТК РФ, устанавливающую, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Выводы суда в части расчета заработной платы противоречат пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей государственных бюджетных и казенных учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений устанавливается государственным органом Республики Дагестан, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 5».

Согласно этого пункта предельная заработная плата руководителя «Каспийская ЦГБ» (с учетом всех надбавок и доплат) не может превысить:

в 2014 году - 1083060 рублей (18051x5*12 месяцев); фактически ему было начислено - 1051768 рублей (разница 31292 рубля);

в 2015 году - 820420 рублей (19304x5*8,5 месяцев); фактически было начислено - 715292,8 рублей (разница 104827,2 рублей);

в 2016 году - 415779 рублей (19799x5*4,2 месяца), фактически было начислено - 330142,6 рублей (разница 85636,4 рублей);

где 18051; 19304, 19799 - средняя начисленная заработная плата работников ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» соответственно за 2014 год, 2015 год и 1 полугодие 2016 года (справки о начисленной заработной плате ФИО1 и по средней заработной плате работников ГБУ РД «Каспийская ЦГБ) за указанные годы прилагаются).

Таким образом, предельное дополнительное начисление заработной платы у ФИО1 согласно требований постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> , за период с <дата> по <дата> никак не может превысить 221755,6 рублей, но не 1 165 533 рубля 60 копеек как определено решением суда.

При этом следует учесть, что главному врачу ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» ФИО1 кроме предусмотренной трудовым договором заработной платы, были начислены стимулирующие выплаты за организацию платных услуг в учреждении в следующих размерах (в среднем в месяц):

год - 15138,4 рублей;

год - 18588,7 рублей;

1 полугодие 2016 г. - 13476 рублей (с учетом отработки 4 мес. 5 дней). Из изложенного следует, что при формировании заработной платы ФИО1 не имеют места факты нарушения требований положений постановлений Правительства РД от <дата> , от <дата> , как указано в решении суда.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Как видно из материалов дела, истец в обоснование исковых требований указал, что в 2014, 2015 и 2016 г. ему был установлен должностной оклад в размере 65000 рублей с учетом всех надбавок и доплат, что ниже ранее получаемой им средней месячной заработной платы.

Как видно из материалов дела, приказом Министра здравоохранения РД от <дата> -П внесены изменения в пункт 5 Положения к приказу Министерства здравоохранения Республики Дагестан от <дата> 511-п «О Порядке определения размера должностного оклада руководителя учреждения здравоохранения», дополнив его абзацем следующего содержания: «Учредителем государственного учреждения здравоохранения могут применяться понижающие коэффициенты к коэффициентам, определенным настоящим пунктом. Должностной оклад руководителя государственного учреждения здравоохранения может устанавливаться также в фиксированной сумме ( в рублях)» ( л.д.96).

Указанная норма локального нормативного акта ухудшает положение истца по сравнению с иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда руководителей учреждений здравоохранения Республики Дагестан регламентированы Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства РД от <дата> N 346 (ред. от <дата>).

Согласно п. 4.1 названного Положения заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30 процентов ниже окладов (должностных окладов) руководителей этих учреждений

Размер должностного оклада руководителя учреждения здравоохранения устанавливается на основе отнесения возглавляемого им учреждения к квалификационной группе в зависимости от группы по оплате труда руководителей.

Показатели и порядок отнесения учреждений здравоохранения к группам по оплате труда руководителей приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

Должностной оклад руководителя учреждения здравоохранения определяется трудовым договором и составляет до трех размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Коэффициент для определения должностного оклада руководителей государственных учреждений здравоохранения устанавливается Министерством здравоохранения Республики Дагестан.

К основному персоналу учреждения здравоохранения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Перечень должностей и профессий работников учреждений здравоохранения, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Дагестан по согласованию с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.

Средняя заработная плата основного персонала устанавливается в соответствии с Порядком исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя государственного учреждения Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 184.

При определении средней заработной платы работников основного персонала учреждения здравоохранения учитываются оклады (должностные оклады) (без учета повышения за работу в сельской местности), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера (за исключением выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, и материальной помощи) за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю.

(абзац введен Постановлением Правительства РД от <дата> N 304)

Условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения.

(абзац введен Постановлением Правительства РД от <дата> N 304)

Согласно п. 4.2 названного Положения руководителям учреждений (филиалов), их заместителям и главным бухгалтерам устанавливаются повышающие коэффициенты к должностным окладам:

персональный повышающий коэффициент к должностному окладу;

повышающий коэффициент за квалификацию.

Повышающие коэффициенты к должностным окладам устанавливаются на определенный период времени.

Руководителю учреждения здравоохранения (филиала), его заместителям и главному бухгалтеру может устанавливаться персональный повышающий коэффициент к должностному окладу в размере до 2,0 с учетом уровня их профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы и ответственности при выполнении поставленных задач.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается:

руководителю учреждения (филиала) - Министерством здравоохранения Республики Дагестан;

заместителю руководителя и главному бухгалтеру - руководителем учреждения по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Дагестан.

Применение персонального повышающего коэффициента к должностному окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к должностному окладу (п.4.2.1 Положения).

Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Дагестан, утвержденное Постановлением Правительства РД от <дата> N 346 (ред. от <дата>) не предусматривает применение понижающего коэффициента и фиксированного размера заработной платы руководителя, в связи с чем исковые требования обоснованно удовлетворены судом.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что расчет заработной платы противоречит пункту 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> , согласно которого предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей государственных бюджетных и казенных учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений устанавливается государственным органом Республики Дагестан, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 5, судебная коллегия находит необоснованным.

Как видно из материалов дела, ответчиком не представлены в суд первой инстанции и не приложены к апелляционной жалобе доказательства в подтверждение возражений относительно того, что с учетом предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей государственных бюджетных и казенных учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений, недоплата истцу могла составить 221755,6 руб. (указанную сумму задолженности ответчик признает).

Как указано выше, Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства РД от <дата> N 346 (ред. от <дата>), предусмотрено, что при определении средней заработной платы работников основного персонала учреждения здравоохранения учитываются оклады (должностные оклады) (без учета повышения за работу в сельской местности), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера (за исключением выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, и материальной помощи) за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю.

Доказательства, подтверждающие среднюю заработную плату основного персонала ГБУ Каспийская центральная городская больница за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю ( 2014, 2015, 2016 годы), суду не представлены.

Судебная коллегия считает несостоятельными и доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом ФИО1 срока исковой давности.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

(часть вторая введена Федеральным законом от <дата> N 272-ФЗ)

Как разъяснено в п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 2 (ред. от <дата>) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Как видно из материалов дела, трудовой договор с измененными условиями оплаты труда истец ФИО1 не подписал (л.д.69-78).

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что срок исковой давности ФИО1 не пропущен.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Каспийского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения РД ФИО7 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-286/2017 (33-6227/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Магомедалиев Д. И.
Ответчики
ГБУ "Каспийская ЦГБ"
Другие
Ибрагимов М. Р.
Минздрав РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Августина Ирина Дмитриевна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
12.12.2016Передача дела судье
18.01.2017Судебное заседание
18.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее