РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 ноября 2019 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Золотухиной Г.А., при секретаре Бобрович А.В.,
с участием представителя истца Прокурора Кировского района г.Иркутска Монгуша С.В.,
представителей ответчика ФКП «Российская государственная цирковая компания» Болдарук Л.П., Шклярова А.Н.,
представителя ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Мельниковой Н.Н.,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Иркутской области Мамуркова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4346/2019 по иску Прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания» в лице филиала «Иркутский государственный цирк», Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о приостановлении эксплуатации здания цирка до устранения нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Иркутска обратился в суд в целях защиты неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания» в лице филиала «Иркутский государственный цирк», Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о приостановлении эксплуатации здания цирка до устранения нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Кировского района г.Иркутска по результатам рассмотрения информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации здания цирка, расположенного по адресу: <адрес>.
Здание цирка принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении филиала Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк».
Из информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> (далее — Отдел) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ранее в ходе проведенной Отделом проверки объектов защиты (зданий, строений), эксплуатируемых филиалом Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» Иркутский государственный цирк» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые не были устранены по внесенному предписанию от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, установлен новый срок его исполнения - ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из содержания предписания, при эксплуатации здания цирка, расположенного по адресу: <адрес>, нарушаются требования пожарной безопасности:
помещение обслуживания сцены, помещение для животных не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, что нарушает требования ст.ст. 4, 6, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.п. 30.5 п. 30 табл. НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и стоматической пожарной сигнализацией»; п.п. 30.5 п. 30 табл. А3 приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
ширина путей эвакуации (лестницы на трибуне менее 1 метра фактически составляют 0,8 метра). Горизонтальные проходы на трибуне отсутствуют, что нарушает требования ст.ст. 6, 151 Федерального закона № 13-ФЗ, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты, эвакуационное пути и выходы».
помещения технического назначения (мастерские и кладовые 1 и 2 этаж) не категорированы по взрывопожарной и пожарной опасности, что нарушает требования ст.ст. 4, 6, 151 Федерального закона № 132-ФЗ, п. 5.1.2 4.13330.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
не обеспечена обработка деревянных конструкций (колосников) огнезащитным составом с составлением соответствующего акта и указанием даты пропитки и срока действия, что нарушает требования п. 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний, что нарушает п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
в здании цирка эксплуатируются провода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (наблюдаются следы нагрева в местах присоединения кабельных линий алюминиевой электропроводки), что нарушает п.п. а) и. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
не разработана декларация пожарной безопасности, что нарушает ст.ст. 64, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, приказ МЧС России от 1-.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации деклараций пожарной безопасности.
помещение подвального этажа не отделены от помещений первого этажа противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (согласно технического паспорта МУП БТИ г. Иркутска от 08.10.2015 года, подвальный этаж-помещение № 16, 17), что нарушает требования ст.ст. 4, 6, 37, 88, 151 Федерального закона от 12.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.18 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Истец отмечает, что, эксплуатируемое филиалом ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» здание является объектом с массовым пребыванием людей, необеспечение его требованиям законодательства о пожарной безопасности влечет отсутствие защищенности пребывающих в цирке посетителей и работников предприятия, что создает угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения пожара.
Со ссылкой на п.1 ст. 1065 ГК РФ истец указывает, что опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем вследствие несоблюдения требований пожарной безопасности.
Таким образом, несоблюдение требований пожарной безопасности на объекте филиала Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» - здания цирка, расположенного по адресу: <адрес>, нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Гражданским законодательством установлено, что одним из способов защиты права, в том числе, является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. ст. 17, Конституции РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит суд приостановить эксплуатацию здания цирка (кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности:
оборудовать автоматической установкой пожаротушения помещение обслуживания сцены, помещение для животных;
обеспечить ширину путей эвакуации не менее 1 метра;
категорировать помещения технического назначения (мастерские и кладовые 1 и 2 этаж) по взрывопожарной и пожарной опасности;
обеспечить обработку деревянных конструкций (колосников) огнезащитным составом с составлением соответствующего акта и указанием даты пропитки и срока действия;
организовать проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний;
обеспечить замену проводов и кабелей;
разработать декларацию пожарной безопасности;
отделить помещение подвального этажа от помещений первого этажа противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Монгуш С.В. заявленные исковые требования поддержал по доводам и правовым основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Мельникова Н.Н. полагала заявленные требования прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Российской Федерации законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представители ответчика ФКП «Российская государственная цирковая компания» Болдарук Л.П., Шкляров А.Н. требования не признали, суду пояснили, что на дату рассмотрения дела частично устранены нарушения требований пожарной безопасности отраженные в п.п.3,5,6,7 просительной части искового заявления. В отношении требований отраженных в п.п.1, 4, ответчиком заключены договоры на выполнение подрядных работ, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности. Относительно требования обеспечить ширину путей эвакуации не менее 1 метра, ответчик полагает данное требование незаконным, поскольку требования к ширине путей эвакуации установлены пунктом 4.3.4 СП 1.13130.2009 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – СП 1.13130.2009), согласно которым ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. При применении данного пункта предписания необходимо учитывать, что в силу статьи 4 Закона в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. Учитывая конструктивные особенности здания Иркутского цирка, а также что год постройки данного здания 1964, возложение обязанности по увеличению ширины путей эвакуации не менее 1 метра приведет к нарушению несущих конструкций всего здания, а также к угрозе обрушения здания, что недопустимо.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по Иркутской области Мамурков Н.В. суду пояснил, что можно считать устраненными нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в п.п.3,4,5,7 просительной части иска. Вместе с тем нарушения за № 1,2,6,8 не устранены, тогда как они являются наиболее значимыми, несут недопустимый риск для безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается.
В соответствии со ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ от 17 января 1992 года N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 34 Федерального закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статье 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу ст. 296 ГК Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 123.22 ГК Российской Федерации при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (п. 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (п. 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (п. 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (п. 4).
Согласно ст. 6 этого же Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятым в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатации или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу указанного закона, расчет пожарного риска не требуется.
Согласно п. 48 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту Федеральный закон № 123-ФЗ) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.
В силу пункта 2 данной статьи безопасная зона - это зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.
Согласно п. 4.3.4 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 171, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями названного Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 названного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В пункте 39 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником здания цирка (кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация.
Здание находится в оперативном управлении Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк», что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 27.02.2012г.
Здание цирка построено в 1964 году. Сведений о том, что здание подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦИРКОВАЯ КОМПАНИЯ» по адресам: РФ, <адрес> по исполнению ранее выданного предписания органа ГПН от ДД.ММ.ГГГГ № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проведенной проверки был установлен ряд нарушений требований противопожарного законодательства в здании цирка, расположенном по адресу: <адрес>, часть из которых была устранена в ходе судебного разбирательства.
Как указал истец, по результатам проверки ФКП «РОСГОСЦИРК» не выполнены в установленный срок пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 предписания органа ГПН от ДД.ММ.ГГГГ №. Нарушения требований пожарной безопасности предлагалось устранить на объекте, расположенном по адресу: 664011, <адрес>, а именно:
помещение обслуживания сцены, помещения для животных не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (ст. 4, ст.6, ст. 151 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 30.5 п. 30 табл. 3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».; п.п. 30.5 п. 30 табл. АЗ приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
ширина путей эвакуации (лестницы на трибуне менее 1 метра (фактически составляют 0.8 метра). Горизонтальные проходы на трибуне отсутствуют. ( ст.6, ст.151 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Ширина путей эвакуации должна быть не менее, м: 1,0 - горизонтальных проходов, пандусов и лестниц на трибунах; 1,35 - эвакуационных люков трибун.);
помещения технического назначения (расположенные на 1-м и 2-м этаже (мастерские и кладовые) не категорированы по взрывопожарной и пожарной опасности, (ст. 4, ст.6, ст.151 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.2 СП 4.13330.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям». Размещаемые в общественных и жилых зданиях помещения производственного, складского и технического назначения (мастерские, лаборатории, кладовые и технические помещения, автостоянки, котельные и т.п.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».);
не обеспечена обработка деревянных конструкций (колосников) огнезащитным составом с составлением соответствующего акта и указанием даты пропитки и срока ее действия (п.108 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (п.24 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
в здании цирка эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (наблюдаются следы нагрева в местах присоединения кабельных линий алюминиевой электропроводки) (п.п.а п.42 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
не разработана декларация пожарной безопасности (ст.6, ст.64, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г № ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности);
помещения подвального этажа не отделены от помещений первого этажа противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подпором воздуха при пожаре (согласно технического паспорта МУП БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подвальный этаж - помещения №, №) (ст.4, ст.6, ст. 37, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008г № ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.18 СП 4.131130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно - планировочным и конструктивным решениям»).
По результатам проведенной проверки, выявлено повторное совершение ФКП «РОСГОСЦИРК» административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 статьи 19.5 КоАП РФ, за что предусмотрена ответственность по ч. 14 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановлением судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФКП «РОСГОСЦИРК» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 14 статьи 19.5 КОАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей, постановлением судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФКП «РОСГОСЦИРК» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КОАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей. Постановление судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Постановление судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из оценки совокупности имеющихся в деле доказательств, суд полагает, что в данном случае имеет место угроза жизни и здоровью посетителей цирка и работников учреждения, а с учетом особой группы субъектов, на которые распространяется в данном случае противопожарные требования - несовершеннолетние, находящиеся в местах их массового скопления, такое нарушение приводит к недопустимому риску для их безопасности. Суд учитывает, что деятельность ФКП "Росгосцирк" связана с проведением массовых мероприятий и скоплением большого количества посетителей, среди которых большинство - несовершеннолетние дети. Кроме того, в представлениях цирка принимают участие животные, в том числе и дикие, которые в случае возникновения пожара могут вести себя непредсказуемо, агрессивно, не поддаваясь действиям дрессировщиков и работников цирка. Указанная ситуация может вызвать панику среди лиц, пришедших на представление и повлечь за собой гибель людей и иные тяжкие последствия.
Согласно материалам проверки, ответчиками нарушаются требования пожарной безопасности. Частичное устранение нарушений (категорирование помещений технического назначения (мастерские и кладовые 1 и 2 этаж) по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечение обработки деревянных конструкций (колосников) огнезащитным составом с составлением соответствующего акта и указанием даты пропитки и срока действия; организация проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний; разработка декларации пожарной безопасности) подтверждается представленными в дело доказательствами, представителями истца и третьего лица не оспаривается. Вместе с тем в отношении требований оборудовать автоматической установкой пожаротушения помещение обслуживания сцены, помещение для животных; обеспечить замену проводов и кабелей; отделить помещение подвального этажа от помещений первого этажа противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре доказательства устранения нарушений на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не представлены.
Довод ответчика о невозможности изменения ширины путей эвакуации без реконструкции или капитального ремонта здания подлежит отклонению в отсутствие доказательств того, что соблюдение данных требований применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует изменения конструктивных и инженерно-технических характеристик, и невозможно при осуществлении текущей эксплуатации. Кроме того, устранение указанных в предписании нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, а потому здание цирка подлежит приведению в соответствие с современными требованиями. Эксплуатация объекта защиты приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, а, исходя из положений пункта 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 140, в случаях, когда дальнейшая эксплуатация существующих объектов, зданий и сооружений, введенных в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, на такие существующие объекты распространяются.
Таким образом, оценив в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, исходя из наличия реальной опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что требования истца Прокурора Кировского района г.Иркутска в целях защиты неопределенного круга лиц о запрете эксплуатации здания до устранения нарушений требований пожарной безопасности (за исключением деятельности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также содержанию здания и оборудования) подлежат удовлетворению с учётом правового обоснования, изложенного в настоящем решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 1-░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.11.2019░. ░░░░░