РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2016 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Спиридоновой В.В.,
при секретаре Воропаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1159/16 по иску Яшина А.А. к Министерству социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения об обязании возобновить предоставление льготы,
установил:
Яшин А.А. обратился в суд иском с учетом уточнений к Министерству социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и обязании выплатить компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
В обоснование своих требований указал, что является военнослужащим в/ч 3272 и имеет статус ветерана боевых действий, фактически проживает с семьей на основании договора найма служебного жилого помещения от 11.06.2015 года в квартире по адресу: МО, <адрес>. В июле 2015 года обратился к ответчику с заявлением о компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако письмом от 05.08.2016 года в этом было отказано. В соответствии с ч.3 ст.15 Закона о статусе военнослужащих он с членами своей семьи зарегистрирован постоянно по месту прохождения службы, по адресу войсковой части в г. Москве. В служебном жилом помещении имеет регистрацию по месту пребывания. Полученный отказ является незаконным, поскольку он обладает правом на получение мер государственной поддержки по компенсации указанных расходов как ветеран боевых действий.
В судебном заседании Яшин А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании возражала против требований. Согласно отзыву выплаты производятся по месту жительства получателя, и с 03.01.2014 года установлен обязательный критерий подтверждения места жительства граждан их регистрацией по месту жительства, а также дано четкое разграничение понятий место жительств и место пребывания. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг отдельным категориям граждан предоставляются только по месту их жительства, которое удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. Истребование сведений о наличии регистрации по месту жительства в Московской области, не имеет целью ограничения прав и свобод гражданина, а направлено на обеспечение организационных условий реализации действующего законодательства, а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиком Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области. То обстоятельство, что заявитель не реализует свои права на меры социальной поддержки в г. Москве нельзя рассматривать в качестве основания для предоставления ему мер социальной поддержки по месту пребывания в Московской области. Решение об отказе в выплате компенсации является законным и заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу п.1 ст.10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 года № 1235/52 (пункт 1).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (пункт 2).
Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
Материалами дела установлено, что Яшин А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Москва, Пятницкое шоссе, д.32, по месту нахождения войсковой части 3272, в которой проходит военную службу по контракту.
В соответствии с удостоверением, выданным 22.12.2005 года, Яшин А.А. является ветераном боевых действий.
По договору найма служебного жилого помещения №664 от 11.06.2015 года истцу с учетом членов его семьи – супруги Я, сына Яшина А.А.., передано в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
По указанному адресу на имя Яшина А.А. открыт лицевой счет №1000502800 и производится начисление платы и коммунальных платежей исходя из количества проживающих лиц.
В ответ на обращение с Ивантеевкое УСЗН от 05.08.2016 года Яшину А.А. в соответствии с указанием Министерства социального развития Московской области, сообщено об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Ивантеевке (л.д.7-8).
Из материалов дела усматривается и не оспаривается стороной ответчика, что истец относится к категории лиц, обладающих статусом ветеран боевых действий. Истец зарегистрирован по месту жительства при войсковой части 3272, в которой проходит службу, расположенной на территории города Москвы. Фактически он с семьей проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории Московской области в г. Ивантеевке, в котором не имеет регистрации по месту жительства, но несет обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг должна выплачиваться территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области, так как на территории данного субъекта проживает истец, который несет обязательства по оплате жилого помещения, имеющего статус служебного жилого помещения и предоставленного ему в установленном порядке.
То обстоятельство, что Яшин А.А. не имеет регистрации по месту жительства на территории Московской области, не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной меры социальной поддержки.
В силу п.3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Регистрация истца Яшина А.А., не обеспеченного жилым помещением, при войсковой части и проживание в служебном жилом помещении полностью соответствует указанной правовой норме, из которой также следует, что предоставление служебного жилого помещения автоматически не прекращает регистрацию военнослужащего при войсковой части. Такая обязанность возникает у военнослужащего лишь после обеспечения жилым помещением по договору социального найма либо в собственность.
Вместе с тем, предоставление служебного помещения влечет для военнослужащего как нанимателя обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения и коммунальных услуг в силу требований ст.ст.100 и 101 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что регистрация истца по месту жительства в служебном жилом помещении (отсутствие таковой), при том, что данное помещение в настоящее время является для него и членов семьи единственным местом жительства, не может служить условием реализации права на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки.
В соответствии с целями и задачами, поставленными государством в Федеральном законе «О ветеранах», данный закон устанавливает единую систему мер социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, которая обеспечивает гарантированное государством социальное обеспечение, закрепленное в ст.39 Конституции РФ. Как следует из преамбулы к указанному закону, он устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.19 Конституции РФ).
Устанавливая меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной
компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, государство, тем самым, признает необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том что данное место жительства является единственным.
По указанным основаниям подлежат отклонению доводы ответчика о том, что назначение компенсации истцу необоснованно влечет нарушение прав налогоплательщиков Московской области, поскольку мера социальной поддержки, на которую претендует истец, является расходными обязательствами Российской Федерации и предоставляется на территории всего государства, а не отдельных субъектов, с соблюдением конституционного принципа равенства прав и свобод граждан.
На основании изложенного суд приходит к выводу о незаконности отказа Министерства социального развития Московской области в предоставлении истцу мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить Яшину А.А. с 11.06.2015 года меру социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Яшина А.А. к Министерству социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения о признании отказа незаконным и обязании возобновить предоставление льготы и компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области в предоставлении Яшина А.А. мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения предоставить с 11 июня 2015 года меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Яшина А.А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Спиридонова