Дело № 2-1036(2016 г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза «14» ноября 2016 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Аброськиной Л.В.,
при секретаре Орешкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пензенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснопольского сельсовета Пензенского района о понуждении к разработке схемы (проекта) организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории Краснопольского сельсовета, проведению оценки технического состояния дорог и оформлению технических паспортов на указанные дороги,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указывая, что прокуратурой Пензенского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения органами местного самоуправления. В ходе проведенной в апреле 2016г. проверки установлено, что схема (проект) организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории Краснопольского сельсовета Пензенского района не разработана. Оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения администрацией Краснопольского сельсовета Пензенского района не проводилась, технические паспорта не оформлялись. 21.04.2016г. прокуратурой района по вышеизложенным фактам главе администрации Краснопольского сельсовета Пензенского района внесено представление. Однако до настоящего времени нарушения не устранены. Отсутствие технических паспортов, проектов и схем организации дорожного движения, а также оценки технического состояния дорог местного значения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц. Ссылаясь на нормы законодательства, прокурор просил суд обязать администрацию Краснопольского сельсовета Пензенского района разработать схемы (проекта) организации дорожного движения на дорогах местного значения, находящихся в собственности администрации Краснопольского сельсовета Пензенского района Пензенской области, провести оценку технического состояния дорог и оформить технические паспорта на указанные дороги.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Гостева И.А. исковые требования неоднократно уточняла, просила обязать администрацию Краснопольского сельсовета Пензенского района Пензенской области разработать схемы (проекты) организации дорожного движения на дорогах местного значения, провести оценку технического состояния дорог, оформить технические паспорта, предусмотренные «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» на дороги, находящиеся в реестре муниципальной собственности Краснопольского сельсовета: «подъезд к п. Улановка», «подъезд к д. Марьевка», «подъезд к д. Октябрьская», «подъезд к д. Танеевка», автодорога от автодороги с. Кондоль-Пенза до с. Князевка, автодорога от автодороги Н.Новгород-Саратов до с. Князевка,, ул. Садовая с. Краснополье, ул. Луговая с. Краснополье, ул. Зеленая с. Краснополье, ул. Центральная п. Улановка, ул. Молодежная п. Улановка, ул. Полевая п. Улановка, ул. Новая п. Улановка, ул. Дорожная п. Кромщино, ул. Железнодорожная п. Кромщино, ул. Полевая п. Кромщино, ул. Новая п. Кромщино, ул. Речная д. Марьевка, ул. Дачная д. Марьевка, ул. Центральная с. Князевка, ул. Калинина с. Князевка, ул. Красный поселок с. Князевка, ул. Чапаева с. Князевка, ул. Луговая с. Князевка, ул. Рабочая с. Князевка, ул. Мирная с. Князевка, переулок Молодежный с. Князевка, переулок Мирный с. Князевка, ул. Припрудная д. Танеевка, переулок Припрудный д. Танеевка, ул. Садовая д. Октябрьская, автодорога «подъезд к д. Сосновка», ул. Подлесная д. Сосновка, автодорога «подъезд к д. Веселополье», ул. Грашовка д. Веселополье, ул. Заречная д. Веселополье, а также на автомобильные дороги, находящиеся в собственности Краснопольского сельсовета: ул. Центральная с. Краснополье, ул. Степная с. Краснополье, ул. Пензенская с. Краснополье, ул. Молодежная с. Краснополье, ул. Школьная с. Краснополье, ул. Новая с. Краснополье, ул. Зеленая с. Князевка, ул. Молодежная с. Князевка, ул. Новенькая с. Князевка, ул. Октябрьская с. Князевка.
Представитель ответчика администрации Краснопольского сельсовета Пензенского района Пензенской области извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения старшего помощника прокурора Пензенского района Гостеву И.А., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в том числе органами местного самоуправления. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Приказом Министерства транспорта РФ от 17.03.2015 №43 утверждены правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.п.1,4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п.п.4 п. 9 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Типовой инструкции, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 Типовой инструкции). Действующее законодательство РФ в отношении автомобильных дорог и дорожной деятельности в системном толковании с п. 1.2. Типовой инструкции не содержит каких-либо исключений или оговорок, в том числе, и в отношении грунтовых дорог.
Кадастровый и технический план дороги местного значения необходимы для регистрации права собственности муниципальной администрации на данный объект недвижимости, в том время как технический паспорт на дорогу включает технические, экономические, характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимый для эксплуатации дороги.
При этом согласно п. 2.9 Типовой инструкции в паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января текущего года.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пензенского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения органами местного самоуправления.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Краснопольского сельсовета Пензенского района в нарушение положений Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не разработана схема (проект) организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории Краснопольского сельсовета Пензенского района Пензенского района.
Прокурором района 21.04.2016г. в адрес главы администрации Краснопольского сельсовета Пензенского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения представления администрацией разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Саловского сельсовета Пензенского района, оценка технического состояния автомобильных дорог не проводилась, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не проводилась.
Неисполнение администрацией Краснопольского сельсовета Пензенского района обязанностей по соблюдению требований безопасности дорожного движения, отсутствие технических паспортов, проектов и схемы организации дорожного движения, а также оценки технического состояния дорог местного значения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
По этим основаниям суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Пензенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснопольского сельсовета Пензенского района о понуждении к разработке схемы (проекта) организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории Краснопольского сельсовета, проведению оценки технического состояния дорог и оформлению технических паспортов на указанные дороги удовлетворить.
Обязать администрацию Краснопольского сельсовета Пензенского района Пензенской области разработать схемы (проекты) организации дорожного движения на дорогах местного значения, провести оценку технического состояния дорог, оформить технические паспорта, предусмотренные «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» на дороги, находящиеся в реестре муниципальной собственности Краснопольского сельсовета: «подъезд к п. Улановка», «подъезд к д. Марьевка», «подъезд к д. Октябрьская», «подъезд к д. Танеевка», автодорога от автодороги с. Кондоль-Пенза до с. Князевка, автодорога от автодороги Н.Новгород-Саратов до с. Князевка,, ул. Садовая с. Краснополье, ул. Луговая с. Краснополье, ул. Зеленая с. Краснополье, ул. Центральная п. Улановка, ул. Молодежная п. Улановка, ул. Полевая п. Улановка, ул. Новая п. Улановка, ул. Дорожная п. Кромщино, ул. Железнодорожная п. Кромщино, ул. Полевая п. Кромщино, ул. Новая п. Кромщино, ул. Речная д. Марьевка, ул. Дачная д. Марьевка, ул. Центральная с. Князевка, ул. Калинина с. Князевка, ул. Красный поселок с. Князевка, ул. Чапаева с. Князевка, ул. Луговая с. Князевка, ул. Рабочая с. Князевка, ул. Мирная с. Князевка, переулок Молодежный с. Князевка, переулок Мирный с. Князевка, ул. Припрудная д. Танеевка, переулок Припрудный д. Танеевка, ул. Садовая д. Октябрьская, автодорога «подъезд к д. Сосновка», ул. Подлесная д. Сосновка, автодорога «подъезд к д. Веселополье», ул. Грашовка д. Веселополье, ул. Заречная д. Веселополье, а также на автомобильные дороги, находящиеся в собственности Краснопольского сельсовета: ул. Центральная с. Краснополье, ул. Степная с. Краснополье, ул. Пензенская с. Краснополье, ул. Молодежная с. Краснополье, ул. Школьная с. Краснополье, ул. Новая с. Краснополье, ул. Зеленая с. Князевка, ул. Молодежная с. Князевка, ул. Новенькая с. Князевка, ул. Октябрьская с. Князевка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение 1 месяца.
Председательствующий: