РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2015 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,
с участием прокурора Николаевского района Ульяновской области Калдыркаевой З.И.,
при секретаре Смирновой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-345 по иску Прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кежаеву Ф.Г., ООО «Интерком», ООО «Победа» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда, возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ИП Кежаеву Ф.Г. обратился прокурор. В иске указал, что прокуратурой Николаевского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда в деятельности ИП Кежаеву Ф.Г. В ходе проверки установлено, что у ответчика работают 7 человек, однако аттестация рабочих мест не проводилась.
Сложившееся положение нарушает право работников, замещающих указанные рабочие места, а также неопределенного круга граждан, которые вправе вступить в трудовые отношения с ИП Кежаевым Ф.Г. на безопасные условия труда. Ссылаясь на ст. 209, 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», просил признать бездействие ИП Кежаева Ф.Г., выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, незаконным, обязать ИП Кежаева Ф.Г. провести специальную оценку условий труда всех имеющихся рабочих мест.
Он же, прокурор, обратился в суд с иском с аналогичными требованиями по аналогичным основаниям к ООО «Интерком», указав, что в ООО «Интерком» работают 17 человек, однако аттестация рабочих мест не проводилась. Ссылаясь на ст. 209, 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», просил признать бездействие ООО «Интерком», выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, незаконным, обязать ООО «Интерком» провести специальную оценку условий труда всех имеющихся рабочих мест.
Он же, прокурор, обратился в суд с иском с аналогичными требованиями по аналогичным основаниям к ООО «Победа», указав, что в ООО «Победа» работают 27 человек, однако аттестация рабочих мест не проводилась. Ссылаясь на ст. 209, 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», просил признать бездействие ООО «Победа», выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, незаконным, обязать ООО «Победа» провести специальную оценку условий труда всех имеющихся рабочих мест.
Определениями суда от 19.08.2015 года гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
В ходе судебного заседания прокурор требования, предъявленные ко всем трем ответчикам поддержал, в обоснование требований ко всем указанным ответчикам привел доводы, изложенные в исковых заявлениях.
Ответчик ИП Кежаев Ф.Г., представитель ответчика – ООО «Интерком» в судебном заседании исковые требования по существу признали, каждый пояснил, что заключен договор на проведение специальной оценки труда, который в ближайшее время будет исполнен.
Представитель ответчика ООО «Победа» в судебное заседание не явился, извещен.
Заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Редакция абзаца 10 части 2 данной статьи, действующая до 01 января 2014 года, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (часть4 ст.3 Закона).
В соответствии со статьей 10 указанного Закона идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется, в том числе, в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно статье 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Статья 17 Закона предусматривает необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела, ответчики зарегистрированы в качестве юридических лиц:
26.10.2012 года общество с ограниченной ответственностью «Интерком»,
25.04.2005 года общество с ограниченной ответственностью «Победа».
Ответчик Кежаев Ф.Г. 28.12.2000 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Николаевского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований в указанных организациях законодательства об охране труда.
Судом установлено, что ИП Кежаевым Ф.Г., ООО «Интерком», ООО «Победа» в нарушение требований действующего до 01 января 2014 года законодательства, аттестация по условиям труда имеющихся рабочих мест не проводилась, а также не проведена специальная оценка условий труда, предусмотренная законодательством, введенным в действие с 01 января 2014 года.
На основании приведенных норм закона суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного заседания судом не установлено, что ответчиками проведена специальная оценка условий труда имеющихся рабочих мест, подлежащих в соответствии с законом такой оценке, документов о результатах оценки суду на момент рассмотрения дела не представлено.
Настоящий иск предъявлен прокурором в защиту неопределенного круга лиц, с которыми ответчик может состоять в трудовых отношениях, предъявлен в рамках полномочий, предоставленных ст.45 ГПК РФ, обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░ «░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░ «░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░