Дело № 2-2458/2016
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2016 года г.Киров
Ленинский районный суд г.Кирова в составе:
судьи Глотовой Е.С.,
при секретаре Лагуновой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Кировской области к Атаманюк Л. Ф. о предоставлении доступа в квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная жилищная инспекция Кировской области обратилась в суд с иском к Атаманюк Л.Ф. о предоставлении доступа в квартиру, указывая, что в адрес истец поступило обращение жителей, проживающих в доме {Адрес изъят} о проведении незаконной перепланировки в квартире {Номер изъят} собственником этого жилого помещения. Для проверки соблюдения порядка проведения перепланировки (переустройства) и проверки фактов, изложенных в обращении, поступившем в инспекцию, необходимо обеспечить доступ в квартиру {Адрес изъят}. Собственником данной квартиры является ответчик Атаманюк Л.Ф.. Доступ в вышеуказанную квартиру Атаманюк Л.Ф. специалистам Инспекции обеспечен не был, вследствие чего проверка не проведена. Просит обязать ответчика Атаманюк Л.Ф. предоставить доступ в квартиру, расположенную по адресу: {Адрес изъят}, для проведения инспекционного обследования жилого помещения.
В судебное заседание представитель истца – ГЖИ по Кировской области не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствии, иск удовлетворить.
Ответчик Атаманюк Л.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена, об уважительных причинах неявки суд не уведомила, письменный отзыв на исковое заявление не предоставила.
Определением Ленинского районного суда г. Кирова от 28.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Атаманюк В.Ф. (л.д.2).
Третье лицо Атаманюк В.Ф. в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика Атаманюк Л.Ф. в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Жилищное законодательство согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти в указанной сфере закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) и Жилищным кодексом РФ.
На основании пп. 61 п. 2 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Аналогичное правовое регулирование отражено в п. 8.1 ст. 13 ЖК РФ.
Под государственным жилищным надзором, согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, независимо от его форм собственности, в том числе, требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер, по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), определение перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), также отнесено к полномочиям высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее - Положение).
На основании п. 4 Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.
Согласно п.п. «г» п. 5 Положения порядок осуществления государственного жилищного надзора, в том числе, включает перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия.
В силу п. 7 Положения жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору, пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. 15 - 18 Закона № 294-ФЗ, а также несут ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия по региональному государственному жилищному надзору, определяя перечень должностных лиц органов государственного жилищного надзора и круг обязанностей этих лиц в соответствии с административным регламентом и должностными инструкциями.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Кировской области, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от {Дата изъята} {Номер изъят}, Инспекция является органом исполнительной власти Кировской области по государственному контролю за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства, при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. В целях осуществления возложенных задач Государственная жилищная инспекция Кировской области, которая непосредственно осуществляет жилищный надзор на территории Кировской области, а должностные лица указанной Инспекции являются должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление государственного жилищного надзора.
В соответствии с п.3.1.1 Положения инспекция в рамках функции «региональный государственный жилищный» надзор организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что {Дата изъята} в Инспекцию поступило обращение жильцов многоквартирного дома № {Адрес изъят} о проведении незаконной перепланировки в квартире по адресу: {Адрес изъят}.
На основании приказа Государственной жилищной инспекции Кировской области от 12.01.2016 г. № 24/16 «О проведении проверки соблюдения правил пользования жилыми помещениями по адресу: {Адрес изъят}» с {Дата изъята} по {Дата изъята}, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, для проверки обстоятельств по обращению, направлены специалисты Государственной жилищной инспекции Кировской области по адресу: {Адрес изъят}.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от {Дата изъята} {Номер изъят} собственником {Адрес изъят} является Атаманюк Л.Ф.
{Дата изъята} ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления {Дата изъята} в 17-10 час. доступа в жилое помещение представителя Инспекции.
В связи с непредоставлением ответчиком Атаманюк Л.Ф. доступа в жилое помещение {Дата изъята}, Инспекцией составлен акт {Номер изъят} от {Дата изъята}.
Аналогичное уведомление о необходимости предоставления {Дата изъята} в 17-10 час. доступа в жилое помещение представителя Инспекции, направлялось Атаманюк Л.Ф. {Дата изъята}, которое также проигнорировано ответчиком.
Согласно ст. 3 Жилищного кодекса РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2 ст. 1 Жилищного Кодекса РФ).
Разрешая спор, суд считает, что действия ответчиков, препятствующие доступу в квартиру сотрудникам ГЖИ для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее функций.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, а также принимая во внимание тот факт, что без обследования жилого помещения невозможно провести полноценную проверку по факту обращения о самовольной перепланировке, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
В соответствии сч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Кировской области к Атаманюк Л. Ф. о предоставлении доступа в квартиру – удовлетворить.
Обязать Атаманюк Л. Ф. предоставить Государственной жилищной инспекции Кировской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: {Адрес изъят}, для проведения инспекционного обследования жилого помещения.
Взыскать с Атаманюк Л. Ф. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» в сумме 300 руб.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Ленинский районный суд г.Кирова заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо в тот же срок со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.
Судья Е.С. Глотова
Мотивированное заочное решение изготовлено 22.04.2016.