РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гунарис Р.Г.,
с участием:
старшего помощника прокурора Степновского района Хукасова А.А.,
при секретаре Поплутиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... к муниципальному унитарному предприятию «...» ... о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Степновского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «...» ... о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства. В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой Степновского района проведена проверка требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Степновского района, по результатам которой установлены нарушения. В соответствии с уставной документацией МУП «...» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевой счет. В ходе проверки установлено, что МУП «...» какие-либо меры, направленные на противодействие коррупции (определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организаций с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов и т.п.) организацией по предупреждению коррупции не приняты.
Таким образом, МУП «...» не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель- создание эффективной системы противодействия коррупции на предприятии не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции. Отсутствие в организации системы указанных мер свидетельствует о несоблюдении данной организацией российского антикоррупционного законодательства.
Просит суд, обязать МУП «...» во исполнение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «противодействии коррупции» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу назначить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также разработать и внедрить в практику стандарты и процедуру, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хукасов А.А. поддержал доводы искового заявления, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик – представитель МУП «...» будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд признает причину неявки неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Изучив доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что обоснованность исковых требований кроме признания иска ответчиком, подтверждаются следующим:
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и не опровергается сторонами, что прокуратурой ... требований федерального законодательства о противодействии коррупции МУП «Коммунальное хозяйство», осуществляющего свою деятельность на территории ..., по результатам которой установлены нарушения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организацией и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, о минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ меру по предупреждению коррупции принимаемые в организации включают: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя в случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Во исполнение п.п. б п.25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273, Министерством труда и социальной политики 08.11.2013 года разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы и профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от его форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
На основании ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, противодействие коррупции в РФ основывается на принципах комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, профилактика коррупции осуществляется путём применения мер по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
По делу установлено, что прокуратурой ... в МУП «...» в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
По итогам прокурорской проверки в МУП «...» установлено, что должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных правонарушений не назначены, нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикоррупционного направления не проведены.
С учётом установленных обстоятельств, в целях восстановления нарушенных прав и свобод граждан РФ и в соответствии с действующим законодательством, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Степновского района Ставропольского края к муниципальному унитарному предприятию «...» ... о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «...» ... во исполнение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу назначить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений, а также разработать и внедрить в практику стандарты и процедуру, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Степновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья - Р.Г. Гунарис
Мотивированное решение изготовлено ...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...