Дело № 2-1042/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Рязаповой О.Н.
при секретаре Дроздовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области, Отделу МВД России по Балахнинскому району Нижегородской области о взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Степанов Д.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ОМВД по Балахнинскому району Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. за каждые сутки, проведенные в ИВС, мотивируя тем, что его содержание ИВС ОМВД по Балахнинскому району осуществлялось с нарушениями федерального закона, в условиях унижающих его личное достоинство и подрывающих здоровье, создающих угрозу возникновения хронических заболеваний. В данном ИВС условия содержания не отвечают санитарным нормам, а также нормам, установленным Приказом № 950 от 22.11.2005г. А именно, в период содержания ему не предоставлялось право на прогулку. В камере отсутствует вентиляция, что значительно осложняло дыхание. В камере на стены нанесен известково- цементный раствор, который является основной причиной заболевания легких, а отсюда может возникнуть туберкулез. В камере отсутствует туалет и канализация, из-за чего присутствует запах испражнений, а также нет водоснабжения. Отсутствуют стол и очень тусклое освещение, в связи с чем не возможно готовиться к судебным заседаниям. Подобные условия содержания повлекли бесчеловечное и унижающее достоинство обращения и наказания, которые не могут ни при каких обстоятельствах рассматриваться как совместимые с требованиями ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Истец Степанов Д.А. находится в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, в расписке и дополнении к иску указал, что свои требования поддерживает.
В удовлетворении ходатайства Степанова Д.А. о личном участии в судебном заседании по гражданскому делу по иску к Министерству финансов РФ, ОМВД России по Балахнинскому району о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС определением Балахнинского суда от <дата>. отказано.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в суд не явился, в отзыве указал, что с иском не согласен, т.к. возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, только в том случае, если незаконность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов установлена в отдельном судебном процессе в порядке главы 25 ГПК РФ. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Из представленных истцом документов не следует вывод о том, что ему был причинен моральный вред, истцом не представлено доказательств, причинения ему нравственных или физических страданий. Факт наступления вреда для истца им не доказан и материалами дела не подтверждается. Считает исковые требования истца незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Отдела МВД России по Балахнинскому району Нижегородской области указал, что иск Степанова Д.А. не признал, истцом не представлены доказательства наличия физических и нравственных страданий из-за нарушения ответчиками его личных неимущественных прав. В данном случае отсутствует противоправное поведение со стороны Отдела МВД России по Балахнинскому району, который также не является надлежащим ответчиком.
Изучив объяснения ответчиков, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от уровня органов государственной власти, местного самоуправления, чьими незаконными действиями причинен вред, определяется соответствующая казна РФ, ее субъекта или муниципалитета, за счет которой подлежит возмещению причиненный вред.
В силу ст. 151 п. 2, 1101 п. 2 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
На основании ст.3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, в соответствии со ст.3 Конвенции государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
Согласно ст.9 абз.3 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст.17 Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в т.ч. на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Статьей 23 данного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно абз.1 ст.24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно Приказу МВД РФ от 22.11.2005 г № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
42. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
43. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
спальным местом;
постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;
полотенцем;
столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
44. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:
мыло хозяйственное;
бумага для гигиенических целей;
настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды);
издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств;
предметы для уборки камеры;
уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере;
швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
Женщины с детьми получают предметы ухода за ними.
45. Камеры ИВС оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
вешалкой для верхней одежды;
полкой для туалетных принадлежностей;
бачком для питьевой воды;
радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
кнопкой для вызова дежурного;
урной для мусора;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
приточной и/или вытяжной вентиляцией;
детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;
тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
47. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
48. При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
При рассмотрении дела судом установлено, что согласно Техническому паспорту Изолятора временного содержания Отдела МВД России по Балахнинскому району, утвержденному <дата>., изолятор временного содержания Отдела МВД России по Балахнинскому району построен в 1968г., расположен в подвальном помещении здания ОМВД, имеет 12 камер, рассчитан на содержание 31 человека.
По делу установлено, что согласно справки ОМВД России по Балахнинскому району от <дата>. Степанов Д.А. содержался в ИВС ОМВД России по Балахнинскому району с <дата>.
В период содержания в ИВС ОВМД по Балахнинскому району от Степанова Д.А. жалоб на условия содержания не поступало, нормы питания не нарушались.
Из Технического паспорта Изолятора временного содержания Отдела МВД России по Балахнинскому району, утвержденному <дата>., следует, что в камерах ИВС имеется:
столы;
радиоприемник для вещания общегосударственных программ - имеется,находится в коридоре ИВС;
-светильники дневного освещения;
вытяжная вентиляция;
тазы для гигиенических целей и стирки.
Скамейки по лимиту мест в камерах, шкафы для продуктов, полки для туалетных
принадлежностей отсутствуют.
В камерах отсутствуют санитарные узлы, краны с водопроводной водой, отсутствует дежурное освещение, шкафы для хранения личного имущества следственно-арестованных, скамейки по лимиту мест в камерах, бачки с питьевой водой, не имеется тазов для гигиенических целей и стирки одежды. Также из описания состояния камер ИВС следует, что в камеры вода выдается по требованию, розетки отсутствуют в целях безопасности заключенных, камеры оборудованы бачками с питьевой водой, электрические лапочки установлены, окна отсутствуют, санузлы отсутствуют, ежедневная утренняя поверка и вывод для посещения туалета и умываний проводятся покамерно ежедневно силами двух дежурных нарядов с период с 06.00 до 08.00 час., вынос фекалий осуществляется ежедневно после чего бак обрабатывается хлором, питание осуществлялось в соответствии с нормами, прогулки не осуществляются в связи с отсутствием прогулочного двора, стены камер без каких- либо выступов и углов штукатурятся гладко и окрашиваются клеевой красной, стены оштукатурены «под-шубу», в ИВС осуществляется принудительная вентиляция.
Вышеизложенные факты являются недопустимыми и свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания граждан в ИВС ОМВД.
Таким образом, факт несоответствия условий содержания в камерах ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району требованиям, установленным законом, достоверно подтвержден имеющимися в деле доказательствами и не оспорен ответчиками по делу.
Судом установлено, что в период содержания Степанова Д.А. в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району ему пришлось в течение вышеуказанных периодов (7 суток) находиться в условиях, не соответствующих установленным требованиям. Отсутствие в камерах окон, дневного освещения, водопровода (кранов с водопроводной водой), канализации (санитарного узла), прогулок само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство страдания и унижения.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст.18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Указами Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел.
ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району входит в структуру полиции и является подразделением государственного органа исполнительной власти федерального уровня.
Учитывая, что виновным в ненадлежащих условиях содержания лиц, находящихся в ИВС при ОМВД по Балахнинскому району, в том числе и Степанова Д.А., является МВД РФ, следовательно, вред, нанесенный истцу, подлежит взысканию с казны РФ от имени которой, согласно положениям ст.1071 ГК РФ, выступает Министерство финансов РФ, являющееся надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, требования Степанова Д.А. к ИВС ОМВД по Балахнинскому району необоснованны.
Ссылки Министерства финансов РФ на то, что доводы истца о причинении ему морального вреда ничем не подтверждены, являются безосновательными, поскольку из существа заявленных исковых требований следует, что содержание истца в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и предполагает наличие нравственных страданий, душевных переживаний.
Суд не принимает во внимание довод представителя Министерства финансов РФ в части того, что ответственность по ст.1069 ГК РФ может наступить только при признании судом действий или бездействия государственных органов либо должностных лиц этих органов незаконными в порядке гл.25 ГПК РФ. Данный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Жалобы на ненадлежащее содержание в ИВС от Степанова Д.А. за указанный период не поступали.
Норма ст.1069 ГК РФ направлена именно на реализацию права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, не предусматривает обязательного основания для ответственности государства как привлечение должностных лиц указанных органов к ответственности или признания в судебном порядке их действий (бездействия) незаконными, и не может, таким образом, применяться в противоречии с конституционными нормами.
Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (ст.1 ч.1. ст.ст.2, 17, 18 и ст.45 ч.1 Конституции РФ) предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.
При определении размера компенсации морального вреда за указанный период (7суток), суд учитывает характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, состояние здоровья, период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях содержания, принимает во внимание, что каких-либо негативных последствий в связи с такими условиями содержания для истца не наступило, руководствуясь принципами разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда Степанову Д.А. в размере <данные изъяты>.
В остальной части иск удовлетворению не подлежит по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Степанова Д.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, в остальной части иска отказать.
В иске Степанова Д.А. к ОМВД России по Балахнинскому району Нижегородской области о возмещении морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья- подпись.
Подлинник решения находится в деле № 2-1042/2015 в Балахнинском суде.
Решение вступило в законную силу «_______»___________2015 года.
<данные изъяты> Судья:
Секретарь: