Подлинник Дело № 12-1069/16
Р Е Ш Е Н И Е
04 августа 2016 года город Казань
Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан Курбанова Р.Б., рассмотрев жалобу Ш.Р.М. на постановление инспектора по ИАЗ отделения по Ново-Савиновскому району ОГИБДД УМВД РФ по г.Казани от --.--.---- г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением инспектора по ИАЗ отделения по Ново-Савиновскому району ОГИБДД УМВД РФ по г.Казани от --.--.---- г. по делу об административном правонарушении Ш.Р.М. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 000 рублей по части 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ш.Р.М. в установленном порядке обжаловал данное постановление в суд, указав, что доказательством вмененного правонарушения является фотография, представленная по программе «Народный инспектор», был привлечен к ответственности без составления протокола.
На основании изложенного, Ш.Р.М. просит постановление отменить.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Судом установлено, что постановление от --.--.---- г. №-- о нарушении Ш.Р.М. пункта 12.2 Правил дорожного движения Российской Федерации вынесено на основании заявки за №--, принятой в рамках программы Государственной информационной системы «Народный инспектор».
Согласно Положению о Государственной информационной системе «Народный инспектор», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 479 от 09 июля 2014 года данная система определяет порядок приема и обработки сообщений физических лиц, содержащих материалы фотосъемки и (или) видеозаписи, и свидетельствующие о наличии события административного правонарушения в области дорожного движения и (или) благоустройства территории в части парковки и хранения транспортных средств, а также о факте дорожно-транспортного происшествия, в Государственной информационной системе «Народный инспектор».
Целями создания системы «Народный инспектор» являются создание механизма общественного контроля в сферах безопасности дорожного движения и благоустройства территории, повышение уровня правосознания и ответственности участников дорожного движения, улучшение состояния безопасности дорожного движения в Республике Татарстан.
Таким образом, Государственная информационная система «Народный инспектор» являлся программой приема и обработки сообщений физических лиц и не является специальным техническим средством по смыслу статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Таким образом, заявка, принятая Государственной информационной системой в рамках программы «Народный инспектор», в силу пункта 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, как сообщение физического и/или юридического лица, следовательно, является основанием для составления протокола об административном правонарушении.
В протокол об административном правонарушении вносятся объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол об административном правонарушении в отношении Ш.Р.М. составлен не был.
Данные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Ш.Р.М. был лишен предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты: участвовать в составлении протокола об административном правонарушении, в рассмотрении дела, заявлять отводы и ходатайства, предъявлять доказательства в обоснование своих доводов, давать объяснения и других, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав и гарантий для лиц, привлекаемых в административной ответственности.
Указанные процессуальные нарушения носят существенный характер, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Поскольку нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, то постановление подлежит отмене.
Учитывая изложенные обстоятельства, имеются основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Ш.Р.М. состава административных правонарушений, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Ш.Р.М. на постановление инспектора по ИАЗ отделения по Ново-Савиновскому району ОГИБДД УМВД РФ по г.Казани от --.--.---- г. удовлетворить.
Постановление инспектора по ИАЗ отделения по Ново-Савиновскому району ОГИБДД УМВД РФ по г.Казани от --.--.---- г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ш.Р.М. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение 10 дней.
Судья Курбанова Р.Б.