Дело № 2-456-2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2015 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Завадской Е.В.,
при секретаре Лузиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косовских ФИО к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Администрации города Перми о признании действий незаконными, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Косовских Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконными действий департамента по отказу в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок, указав в заявлении, что она обратилась в Департамент с заявлением о формировании, постановке на кадастровый учет и предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> под строительство индивидуального жилого дома, а так же с просьбой выдать и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой, приложенной к заявлению. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № Департамент земельных отношений отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Решение Департамента противоречит действующему законодательству и нарушает права истца. Земельный участок находится в зоне Ж-4 «зона индивидуальной жилой застройки городского типа». Утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Просит признать незаконным действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми по отказу, выраженному в письме от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в аренду истице земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1994 кв.м., признать незаконными действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми по отказу, выраженному в письме от ДД.ММ.ГГГГ № в формировании, постановке на кадастровый учет, выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1994 кв.м., на кадастровом плане, обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми устранить нарушение прав истицы путем возложения обязанности по обеспечению формирования, постановке на кадастровый учет, выдаче и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1994 кв.м., на кадастровом плане в соответствии со схемой земельного участка. Обязать Департамент земельных отношений администрации <адрес> устранить нарушение прав истицы путем возложения обязанности предоставить истице в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 1994 кв.м. под индивидуальное жилищное строительство.
Истица Косовских Л.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчиков Департамента земельных отношений администрации г.Перми и Администрации г.Перми в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а так же письменный отзыв, из которого следует, что с требованиями не согласны, поскольку истица в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на учете не состоит, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Истец с обращением в департамент не представила документы в обоснование нуждаемости в обеспечении жильем. Земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет и только после этого может быть предоставлен в аренду.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что ими нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Материалами дела установлено, что Косовских Л.В. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2012 № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Косовских Л.В. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент земельных отношений администрации города Перми отказал в предоставлении земельного участка, указав, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства; на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; не предоставлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. На основании выше изложенного просьба о предоставлении указанного земельного участка не может быть удовлетворена.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п.17 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Согласно п.14 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1 Решения).
Как установлено судом, истица на праве собственности недвижимого имущества не имеет. Зарегистрирована по адресу: <адрес> совместно с правнуком ФИО, снохой ФИО, правнуком ФИО Жилая площадь квартиры составляет 18,9 кв.м.
Согласно информации, представленной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми», договор социального найма с Косовских не заключался.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий установлена.
Учитывая изложенное, отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в части предоставления истице земельного участка является незаконным. При этом отсутствие специального порядка предоставления инвалидом земельных участков для индивидуального жилищного строительства не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истице конкретного земельного участка. Истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1994 кв.м. по адресу <адрес>. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность Департамента предоставить заявителю именно запрошенный земельный участок, как и не предусмотрено право заявителя требовать предоставления земельного участка по своему выбору. Кроме того, запрошенный земельный участок, как объект недвижимости, не сформирован, то есть, не определен в качестве объекта недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Из анализа положений ст. 11.1 ЗК РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что существование земельного участка, как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), возникает именно с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из положений ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов или любые лица.
Таким образом, учитывая, что законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрена возможность выбора инвалидом конкретного земельного участка в рамках осуществления своего права, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также отсутствие сформированного земельного участка, оснований для удовлетворения требований Косовских Л.В. в части возложении на ответчика обязанности по формированию, постановке на кадастровый учет, выдаче и утверждении схемы, предоставлении в аренду земельного участка площадью 1994 кв.м. по адресу <адрес>, у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая изложенное, Департамент земельных отношений администрации г. Перми следует обязать устранить нарушение прав истицы путем предоставления Косовских Л.В. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Косовских ФИО к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившиеся в отказе Косовских ФИО в предоставлении земельного участка, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ №
Возложить на Департамент земельных отношений администрации <адрес> обязанность по устранению нарушений прав Косовских ФИО путем предоставления земельного участка в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части исковых требований Косовских Л.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись Завадская Е.В.
Копия верна. Судья