гр. дело № 2-1612/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» мая 2018 г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Воронежской области к Солонниковой Людмиле Михайловне о возложении обязанности предоставить доступ в жилые помещения для проведения обследования на предмет осуществления самовольной перепланировки и (или) переустройства жилых помещений,
у с т а н о в и л:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее жилищная инспекция) обратилась в суд в суд с настоящим иском, указала, что 15.01.2018г. в жилищную инспекцию из управления муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж поступило обращение жильца многоквартирного <адрес> по <адрес> ФИО1 о проводимых самовольной перепланировке и (или) переустройству квартир № и № в вышеуказанном многоквартирном доме.
В целях проверки поступившей информации, а также принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений, жилищной инспекцией в адрес собственника указанных квартир Солонниковой Л.М. направлено уведомление № 8790699 от 24.11.2017г. о необходимости 19.12.2017г. в 10 час. 30 мин. предоставить доступ в квартиры с целью их обследования, но в назначенное время доступ в квартиры ответчиком обеспечен не был, какой-либо документации и согласования на производство перепланировки и (или) переустройства квартир не представлено, в связи с чем не представилось возможным произвести обследование жилых помещений и установить факт правомерности проведения строительных работ по их перепланировке и (или) переустройству, о чем составлен акт № 1977 от 20.12.2017 г.
Считая, что в нарушение положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области своими действиями ответчик препятствует законному праву жилищной инспекции на проведение обследования жилых помещений, жилищная инспекция просит обязать ответчика предоставить доступ жилищной инспекции для обследования квартир <адрес> на предмет выявления их самовольной перепланировки и (или) переустройства.
Представитель истца государственной жилищной инспекции Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д.22).
Ответчик Солонникова Л.М. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, о чем имеются судебные извещения, возвращенные в суд по истечении срока хранения (л.д.23-34), что суд считает надлежащим извещением, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», согласно которых юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительности причин неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании уведомления, акта проверки, выписок из ЕГРПН, имеющихся в деле, судом установлено, что 15.01.2018г. в жилищную инспекцию из управления муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж поступило обращение жильца указанного многоквартирного дома ФИО1 о проводимых самовольной перепланировке и (или) переустройству квартир № в этом доме (л.д.8).
В целях проверки поступившей информации, а также принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений жилищной инспекцией в адрес собственника указанных квартир Солонниковой Л.М. направлено уведомление № 8790699 от 24.11.2017г. о необходимости 19.12.2017г. в 10 час. 30 мин. предоставить доступ в квартиры с целью их обследования (л.д.4-5), но в назначенное время доступ в квартиры ответчиком обеспечен не был, какой-либо документации и согласования на производство перепланировки и (или) переустройства квартир не представлено, в связи с чем произвести обследование жилых помещений и установить факт правомерности проведения строительных работ по их перепланировке и (или) переустройству не представилось возможным, о чем составлен акт № 1977 от 20.12.2017 г. (л.д.6-7).
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493
(в ред. от 29.09.2017г.) задачами государственного жилищного надзора являются, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (п.2). Государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.3). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (п.4). В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения (п.6). В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.10). Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013г. № 799, государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (п.1.1.1). Основными задачами инспекции является в том числе, деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством (п.2). Инспекция исполняет государственные функции, в том числе, по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (п.3.1.1). Инспекция вправе в том числе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю (п.4.2.2).
В соответствии с Законом Воронежской области от 14.12.2017г. № 195-ОЗ «О перераспределении полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля между органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительными органами государственной власти Воронежской области» правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (ст.2). Исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля с 1 января 2018 года. С 1 января 2018 года законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону Воронежской области (ст.4).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФграждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Статья 26 ЖК РФ предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч.4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006г. № 25, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170.
В силу подп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Пунктом 85 вышеуказанных Правил установлен порядок осуществления исполнителем проверки, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.
В силу приведенных выше положений законодательства истец, как орган государственного жилищного надзора, вправе требовать доступа в квартиру ответчика в целях проверки поступившего обращения жильца многоквартирного дома, при этом суд учитывает, что обращение является основанием для проведения проверки, так как оно касается возможного нарушения прав потребителей или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или факта причинения такого вреда.
Указанные Правила, равно как и ЖК РФ, не содержат ограничений прав органов регионального государственного жилищного надзора по проведению проверок с осмотром помещений, связанных с ранее проведенными иными контролирующими органами проверками.
Права ответчика, как собственника жилого помещения, ограничены в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ, п. 4 ст. 17 и п. 4 ст. 30 ЖК РФ в той мере, в какой осуществление ответчиками своих прав может нарушить законные интересы проживающих в доме граждан. Право государственной жилищной инспекции Воронежской области требовать обеспечения доступа в жилое помещение для обследования обусловлено наличием у указанной организации полномочий по жилищному надзору.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Солонникову Людмилу Михайловну предоставить доступ государственной жилищной инспекции Воронежской области в квартиры <адрес> жилого многоквартирного <адрес> для обследования квартир на предмет выявления их самовольной перепланировки и (или) переустройства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: