Судья: Свиридова О.А. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Захарова С.В.,
судей – Вачковой И.Г., Маркина А.В.,
при секретаре – Бирюковой Л.В.,
с участием прокурора – Хлебниковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным бездействия и понуждении направления в Управлении Росреестра по Самарской области заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйной дороги,
по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда г. Самары от 14 октября 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Волжского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию в муниципальную собственность объекта - автомобильной дороги, протяженностью 7 805 метров, проходящей от ул. <адрес>
Обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области направить в Управление Росреестра по Самарской области заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйной автомобильной дороги протяженностью 7 805 метров, проходящей от <адрес>.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя администрации м.р. Волжский Самарской области – Итина С.А. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным бездействия и понуждении направления в Управлении Росреестра по Самарской области заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйной, автомобильной дороги.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации м.р. Волжский Самарской области по соблюдению законодательства о дорожной деятельности. В ходе проверки установлено, что на территории Волжского района Самарской области находится бесхозяйная дорога, протяженностью 7 805,00 метров, проходящая от <адрес> которая используется неопределенным кругом лиц в связи с осуществлением подъезда к ГНУ СО УСЦ <данные изъяты> муниципальному кладбищу <данные изъяты> горнолыжному комплексу <данные изъяты> то есть к местам массового скопления людей, а также ЗАО <данные изъяты> На протяжении всего участка дороги отсутствуют дорожные знаки, разметка, обочины, обустроенные места для разъезда транспорта в местах с легкоразмываемыми грунтами, ширина проезжей части составляет менее 4 метров, покрытие проезжей части находится в неудовлетворительном состоянии: имеются просадки дорожного покрытия, выбоины, дефектные швы, сетка-трещин. Существующее состояние дороги не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. По причине бесхозяйности дорожная деятельность в отношении данной дороги не осуществляется. По причине бесхозяйности, выделение бюджетных средств на реконструкцию и ремонт дороги, получение субвенций и субсидий на эти цели, предусмотренных федеральными, региональными программами по развитию улично-дорожной сети, невозможно, однако работа по принятию на учет и оформлению права собственности на указанную дорогу административным ответчиком не ведется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию в муниципальную собственность объекта - автомобильную дорогу, протяженностью 7 805,00 метров, проходящая от <адрес> и обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйной автомобильной дороги, протяженностью 7 805,00 метров, проходящей от <адрес> до проезда к горнолыжной базе «<данные изъяты> муниципального района Волжский Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Администрация муниципального района Волжский Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что спорная дорога не является объектом недвижимости, поскольку имеет признаки самовольного сооружения, т.к отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие отвода земли в границах полосы спорной дороги, отсутствует проектная документация с положительной экспертной отметкой органа государственного строительного надзора, разрешение на строительство, выданное в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Для того, чтобы орган местного самоуправления рассматривал вопрос о возможности постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного, у него должна иметься информация о наличии такого объекта недвижимости, о вводе его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством. В решении не указано в чем заключается бездействие администрации.
В заседании судебной коллегии представитель администрации м.р. Волжский Самарской области – Итин С.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, ОГИБДД МВД России по Волжскому району Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Прокурор в заключении просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указав на законность и обоснованность решения суда.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из нормы статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Отсутствие на мостовые сооружения права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. (ст. 10 указанного Федерального закона).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (ст. 11 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 6 указанного закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ сведения об автомобильных дорогах заносятся в единый государственный реестр автомобильных дорог, который представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. При этом, в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из материалов дела видно, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации муниципального района Волжский Самарской области в сфере соблюдения законодательства о дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на территории Волжского района Самарской области находится бесхозяйная дорога, протяженностью 7 805,00 метров, проходящая от <адрес>
Указанная дорога используется неопределенным кругом лиц в связи с осуществлением подъезда к ГНУ СО УСЦ <данные изъяты> муниципальному кладбищу <данные изъяты> горнолыжному комплексу <данные изъяты> то есть к местам массового скопления людей, а также ЗАО <данные изъяты>
Установлено, что на протяжении всего участка дороги отсутствуют дорожные знаки, разметка, обочины, обустроенные места для разъезда транспорта в местах с легкоразмываемыми грунтами, ширина проезжей части составляет менее 4 метров.
В связи с отсутствием работ по надлежащему содержанию автомобильной дороги, покрытие проезжей части находится в неудовлетворительном состоянии: имеются просадки дорожного покрытия, выбоины, дефектные швы, сетка-трещин, на дороге имеется растительность, затрудняющая видимость с расстояния менее 100 м. Существующее транспортно-эксплуатационное состояние дороги не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
По дороге, не отвечающей требованиям ГОСТов и СНиПов, является невозможным регулярное движение автобусов, специализированного грузового автотранспорта, вводятся иные ограничения, в то же время не обеспечивается безопасность дорожного движения, в том числе пешеходов и детей, сохранение их жизни и здоровья, защита интересов общества, соблюдение интересов государства.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд пришел к выводу, что автомобильная дорога, проходящая от ул. <адрес> протяженностью 7 805,00 метров, в соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ обладает признаками бесхозяйной вещи.
Из содержания представленных административным истцом в материалы дела письменных обращений, следует, что режим бесхозяйности спорного участка автомобильной дороги ограничивает возможность реализации прав, предусмотренных ст. 28 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Исходя из п.п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Установлено, что администрацией муниципального района Волжский Самарской области работа по принятию на учет и оформлению права собственности на указанную дорогу, не ведется.
Учитывая, что по причине бесхозяйности дорожная деятельность в отношении спорной дороги не осуществляется, выделение бюджетных средств на реконструкцию и ремонт дороги, а также получение субвенций и субсидий, предусмотренных федеральными, региональными программами по развитию улично-дорожной сети на цели ремонта дороги, невозможно, суд пришел к обоснованному выводу, что бездействие администрации муниципального района Волжский Самарской области может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц. Данные обстоятельства влекут обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находятся спорная дорога, по постановке её на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества. Кроме того, не постановка спорной дороги на учет как бесхозяйного имущества влечет отсутствие оснований для выделения материальных средств на её ремонт.
Допустимых доказательств того, что объект - автомобильная дорога принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, административным ответчиком не представлено. Как установлено судом и следует из материалов дела, право собственности на спорный объект в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРП.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска Прокурора Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязанностей и обязал Администрацию муниципального района Волжский Самарской области направить в Управление Росреестра по Самарской области заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйной автомобильной дороги протяженностью 7 805 метров, проходящей от <адрес>
Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку возлагая на административного ответчика обязанность принять меры, направленные на постановку указанного в судебном акте участка автомобильной дороги на учет как бесхозяйного, суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь нормами ст. 225 ГК РФ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", правильно исходил из того, что указанный прокурором участок автомобильной дороги общего пользования, протяженностью 7 805 метров, не имеет собственника, расположен на территории муниципального района Волжский Самарской области. При этом действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц. Кроме того, действия по постановке на учет бесхозяйного имущества приведут к определению его собственника, на которого может быть возложена обязанность по надлежащему его содержанию.
Выводы суда следует признать верными, должным образом мотивированными, основанными на законе, соответствующими правильно установленным обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 14 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –