Арбитражный суд Республики Бурятия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело № А10-42/2009
«26» января 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2009 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Иванова В.А.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Худяевым В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия
к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Третьякову Николаю Ивановичу
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Заиграева Татьяна Александровна, доверенность № 01-01 от 11.01.2009;
от ответчика: Третьяков Николай Иванович, паспорт сер. 8102 ном. 485098,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ИП) Третьякова Николая Ивановича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), – за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил суду, что в ходе проверки деятельности ИП Третьякова Н.И. установлено грубое нарушение лицензионных требований и условий, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
ИП Третьяков Н.И. в судебном заседании факт осуществления деятельности с нарушением лицензионных условий признал.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит заявление о привлечении к административной ответственности обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела Третьяков Николай Иванович 22 мая 1953 года рождения, уроженец с. Калесово Кабанского района Бурятской АССР, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации серии 03 №001123654 за основным государственным регистрационным номером 307032609500079, ИНН 032602382335.
Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии № АСС 03 006004 от 20 апреля 2007 года на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданной сроком действия до 19 апреля 2012 года.
Согласно с п.п.2 п.4, п.п.3 п.8 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №515 от 11 июля 2002 года, к полномочиям отделений Российской транспортной инспекции отнесено осуществление контроля за исполнением субъектами транспортного комплекса, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также лицензионных требований и условий.
В соответствии с Приказами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №НА-174фс от 16 сентября 2004 года и №АН-372фс от 22 декабря 2004 года, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия является территориальным органом ФСНСТ, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, является правопреемником Бурятского республиканского отделения Российской транспортной инспекции.
Права должностных лиц органов транспортного контроля и надзора по составлению протоколов об административных правонарушениях, как лицензирующего органа, предусмотрены частью 3 ст.28.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий) (статья 2 названного Закона).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N637(далее Положение о лицензировании), грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются, в том числе: использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
В соответствии пунктом 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 18 названного закона техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (пункты 1, 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 указанного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе: в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Согласно пункту 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 №880 транспортные средства подлежат государственному техническому осмотру со следующей периодичностью: легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - каждые 6 месяцев.
В силу пунктов 1.6, 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №2 от 08 января 1997 года основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются, в том числе: выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов).
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 3.2 названного положения владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктами 4, 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №15 от 20 августа 2004 года графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Согласно пункту 3.3, 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №27 от 09 марта 1995 года организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, в том числе: организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
Согласно пункту 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 152 от 18 сентября 2008 года «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают, в том числе, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Сведения о транспортном средстве включают:
- тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
- государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
- показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Судом установлено, что индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Третьяковым Николаем Ивановичем вышеназванные требования нормативно-правовых актов не соблюдены.
11 января 2009 года на основании приказа начальника УГАДН по РБ № 1/ЛИЦ от 11 января 2009 года государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по РБ ФСНСТ Рогожниковым Романом Дмитриевичем проведена внеплановая проверка деятельности ИП Третьякова Николая Ивановича по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом, о чем составлен акт № 1/72894 от 11 января 2009 года, с которым индивидуальный предприниматель ознакомлен в тот же день, о чем имеется отметка в экземпляре акта заявителя.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения.
Не произведен технический осмотр автомобиля Хундай-Грэйс государственный регистрационный знак АК656. Срок действия талона технического осмотра серии 03 МС номер 431387 истек 31.05.2008г.
Не осуществляется установленный порядок ведения путевой документации. Журнал регистрации путевых листов на проверку не представлен. Кроме того, в путевых листах №176 от 15.10.2008г., №178 от 17.10.2008г., №203 от 27.11.2008г., №222 от 31.12.2008г. отсутствуют отметки о возвращении транспортного средства на постоянную стоянку, о заезде транспортного средства на постоянную стоянку, о прохождении послерейсового медицинского осмотра водителя, об адресе индивидуального предпринимателя.
Не отсутствует контроль над соблюдением режима труда и отдыха. В путевых листах №176 от 15.10.2008г., №178 от 17.10.2008г., №203 от 27.11.2008г., №222 от 31.12.2008г. отсутствуют отметки, подтверждающие фактическое время работы водителя.
Не организовано проведение работ по техническому обслуживанию (ТО-1, ТО-2) названного транспортного средства. Записи показаний спидометра в сервисной книжке транспортного средства Хундай-Грэйс государственный регистрационный знак АК656 при проведении ТО-1 и ТО-2 не совпадают с показаниями спидометра на представленных путевых листах.
Срок действия договора на проведение ТО-1 и ТО-2 от 12.04.2007 11 апреля 2008г.
Срок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со Страховым полисом серии ААА №0444315595 на автомобиль Хундай-Грэйс государственный регистрационный знак АК656 истек 07 декабря 2008 года.
Срок действий договора на оказание медицинских услуг №36 от 19.04.2007 истек 18.04.2008 года.
Не осуществляется ежедневный контроль технического состояния автомобиля. В путевых листах №176 от 15.10.2008г., №178 от 17.10.2008г., №203 от 27.11.2008г., №222 от 31.12.2008г. отсутствуют отметки о возвращении автомобиля с линии.
Отсутствует журнал учета ДТП и нарушений ПДД.
Отсутствует ежегодный план мероприятий, направленных на предупреждение ДТП.
Указанные нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения и регулирования перевозки пассажиров автотранспортом, допущенные ИП Третьяковым Н.И., зафиксированы в протоколе об административном правонарушении №001663 от 11 января 2009 года, с которым индивидуальный предприниматель ознакомлен в тот же день, о чем имеется отметка в экземпляре протокола заявителя.
Лицом, составившим протокол об административном правонарушении, совершенным ИП Третьяковым Н.И., административное правонарушение квалифицировано по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд считает, что факт наличия в действиях ИП Третьякова Н.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, собранными в ходе административного производства доказательствами, а именно протоколом №001663 от 11 января 2009 года, актом № 1/72894 от 11 января 2009 года, объяснениями ИП Третьякова Н.И. доказан.
Нарушений заявителем процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень его вины, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении
административного наказания физическому лицу учитываются характер
совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его
имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства,отягчающие административную ответственность.
Названное позволяет сделать вывод о наличии смягчающего ответственность ИП Третьякова Н.И. обстоятельства.
С учетом изложенного, суд считает необходимым наложить на ИП Третьякова Н.И. минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, т.е. 4 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Третьякова Николая Ивановича, 22 мая 1953 года рождения, уроженца с. Калесово Кабанского района Бурятской АССР, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации серии 03 № 001123654, за основным государственным регистрационным номером 307032609500079, ИНН 032602382335, проживающего: г. Улан-Удэ, ул. Шевцовой, 2А-73 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 4 000 руб.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК МФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦ НБ РБ БИК 048142001.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита).
Судья В.А. Иванов