РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДело №2-133/2015
15 апреля 2015 года <адрес>
Пестяковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующей судьи Киселевой М.В.,
при секретаре Халовой Т.В.,
с участием истцов - исполняющего обязанности прокурора <адрес> Белоцветовой И.В., Ковалевой Е.В. и ее представителя Сидоровой И.С.,
представителя ответчика-администрации <адрес> муниципального района Небукиной И.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации <адрес> сельского поселения Костюниной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 15 апреля 2015 года гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Ковалевой Е.В. к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения главы администрации и обязании администрацию восстановить в списках молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» семью Ковалевой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> района в интересах Ковалевой Е.В. обратился в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения главы администрации <адрес> муниципального района от 27.10.2014 г. № «Об исключении семьи Ковалевой Е.В. из общего списка молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> муниципального района», и обязании администрацию района восстановить в списках молодых семей-участников данной подпрограммы семью Ковалевой Е.В.
В иске прокурор ссылался на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Ковалевой Е.В. по факту несогласия с распоряжением главы администрации № от 27.10.2014 г., которым семья Ковалевой Е.В. исключена из списков молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> муниципального района». В ходе проверки установлено, что распоряжение № вынесено на основании протокола заседания комиссии по признанию семей участниками программы № от 27.10.2014 г. Из данного протокола следует, что семья Ковалевой Е.В. исключена из общего списка молодых семей - участников указанной подпрограммы в виду отсутствия у администрации <адрес> сельского поселения оснований для признания семьи Ковалевой, нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ст.51 ЖК РФ и ст.12 Закона Ивановской области от 17.05.2006 №50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории <адрес>».
Прокурор полагает, что указанное выше распоряжение главы администрации <адрес> муниципального района незаконно и подлежит отмене, так как семья Ковалевых с 2011 года обоснованно состояла в списках молодых семей-участников указанной выше подпрограммы, предоставив все необходимые документы, включая справку администрации <адрес> сельского поселения от 26.10.2011 г. о признании семьи Ковалева М.Н., нуждающейся в жилом помещении. Распоряжением главы администрации <адрес> муниципального района № от 26.10.2011 г. семья Ковалевых в составе 3-х человек была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Таким образом, администрацией района в ходе проверки представленных Ковалевой М.Н. документов нарушений Закона Ивановской области от 17.05.206 №50-ОЗ на момент рассмотрения заявления от 26.10.2011 г. выявлено не было. В соответствии с п.20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. При этом решение о признании семьи Ковалевых, нуждающейся в жилом помещении, не отменялось, эта семья не была исключена из списка претендентов на участие в программе. Решения о снятии семьи Ковалевых с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией <адрес> сельского поселения не принималось и на 27.10.2014 г. эта семья остается в числе нуждающейся в жилом помещении. На момент признания семьи Ковалевой, нуждающейся в жилом помещении, последней были представлены все необходимые документы, подтверждающие право семьи быть признанной нуждающейся в жилье, достаточные для этого, по мнению администрации поселения. Указанное соответствует ч.2 ст.17 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. №50-ОЗ, согласно которой по каждому заявителю конкретный перечень документов определяет орган, осуществляющий прием заявления. Кроме того, на протяжении всего времени Ковалевой Е.В. были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие право семьи быть признанной нуждающейся в жилом помещении. В связи с указанной семья Ковалевой Е.В. подлежит восстановлению в списках участников подпрограммы.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Ковалев М.Н., Департамент архитектуры и строительства по <адрес>, в судебное заседание не явились. Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без их участия, так как они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, отложить его не просили.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Белоцветова И.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске. Просила признать незаконным распоряжение главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> от 27.10.2014 г. № «Об исключении семьи Ковалевой Е.В. из общего списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> муниципального района»; обязать администрацию <адрес> муниципального района восстановить семью Ковалевой Е.В. в списках молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> муниципального района», утвержденной администрацией <адрес> муниципального района в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Дополнила суду, что семья Ковалевых на момент постановки на учет в администрации <адрес> сельского поселения являлась нуждающейся в жилом помещении, отвечала всем требованиям таковой. Орган местного самоуправления - администрация <адрес> сельского поселения по каждому заявителю самостоятельно определяет конкретный перечень документов необходимых для признания семьи нуждающейся в жилом помещении. Семья Ковалевых не обладала и не обладает жилым помещением, что исключало возможность признать эту семью не нуждающейся в жилом помещении. Об исключении семьи Ковалевой из сводного списка молодых семей-участников программы по обеспечению жильем по распоряжению администрации <адрес> муниципального района Ковалева Е.В. узнала в январе 2015 года.
Ковалева Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в ее интересах и просила их удовлетворить. Обстоятельства, изложенные в иске прокурора, подтвердила. Пояснила суду, что в течение 5 лет до постановки ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и сейчас ее семья в собственности жилого помещения не имела и не имеет. В 2009 году для постановки на учет ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении она предоставила все требуемые администрацией документы, других - у нее не спрашивали. В 2014 году ее семья, стоящая 3-я в сводном списке молодых семей-участников программы по обеспечению жильем, должна была получить социальную выплату на приобретение жилья. О том, что ее семья исключена из сводного списка молодых семей-участников программы по обеспечению жильем по распоряжению администрации района от октября 2014 года ей стало известно в январе 2015 года, после чего она сразу обратилась с жалобой в прокуратуру района.
Представитель Ковалевой Е.В. - Сидорова И.С. исковые требования прокурора в интересах Ковалевой Е.В. поддержала и просила их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Дополнила суду, что на основании протокола жилищной комиссии № от 13.04.2009 года администрации <адрес> сельского поселения семья Ковалевой Е.В. признана нуждающейся в жилом помещении и внесена в сводный список граждан за №9. Ковалева и ее сын в собственности жилых помещений не имеют, вынуждены постоянно снимать квартиры. Для признания семьи Ковалевой нуждающейся в жилом помещении были предоставлены в администрацию <адрес> сельского поселения все необходимые документы. Решение администрации <адрес> муниципального района об исключении данной семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей незаконное, поскольку семья Ковалевой на период формирования списков претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году соответствовала требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей. О том, что семья Ковалевой исключена из сводного списка молодых семей-участников программы по обеспечению жильем по распоряжению администрации района от октября 2014 года Ковалевой Е.В. стало известно в январе 2015 года, после чего она с Ковалевой обратились с жалобой на незаконные действия администрации района в прокуратуру <адрес>.
Представитель ответчика-администрации <адрес> муниципального района Небукина И.В. исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ковалевой Е.В. не признала. Обстоятельства, на которые ссылается прокурор в обоснование иска, подтвердила и не оспаривает. Исковые требования не признает, так как считает, что администрацией <адрес> сельского поселения данная семья незаконно была признана нуждающейся в жилом помещении, так как не все требуемые для этого документы были представлены Ковалевой. В октябре 2011 года семья Ковалевой Е.В. обратилась в администрацию <адрес> муниципального района и была признана участницей подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей. В сводный список данная семья была включена в 2012 году, поскольку он формируется до 1 сентября каждый год. В 2013 и 2014 годах эта семья была в сводном списке. Семье Ковалевой планировалась социальная выплата на приобретение жилого помещения в августе 2014 года, о чем Ковалевой было направлено письмо из администрации <адрес> муниципального района. При проверке личного дела семьи Ковалевой администрацией района, жилищной комиссией установлено, что отсутствовали сведения на семью Ковалевой из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на 2009 год. В связи с этим полагает, что справка о признании данной семьи нуждающейся в жилом помещении недостоверная, поскольку семья Ковалевой признана таковой необоснованно. В связи с этим администрацией района принято решение об исключении данной семьи с учета. Перечень документов, необходимых для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, определяет самостоятельно жилищная комиссия <адрес> сельского поселения. Администрация <адрес> муниципального района включила в сводный список эту семью, как нуждающуюся в жилом помещении, в 2011 году. Для этого Ковалевой Е.В. в администрацию района был предоставлен полный пакет необходимых документов. На основании тех же документов данная семья включена администрацией района в сводный список 2013, 2014 годов. С распоряжением администрации об исключении из сводного списка молодых семей Ковалева Е.В. была ознакомлена ранее января 2015 года, примерно в начале - середине ноября 2014 года, когда точно не знает, доказательств этому у администрации нет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации <адрес> сельского поселения Костюнина А.Ю., исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ковалевой Е.В. поддержала. Обстоятельства, на которые ссылается прокурор в обоснование иска, подтвердила. Дополнила суду, что семья Ковалевой Е.В. признана администрацией <адрес> сельского поселения как нуждающаяся в жилом помещении и состоит на учете в качестве таковой с 2009 года до настоящего времени. Администрация <адрес> сельского поселения самостоятельно для каждой семьи определяет перечень необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Справки-уведомления из юстиции ранее администрация не запрашивала и не требовала с семей до 2012 года, так как они были платные. В 2012 - 2013 г.г такие справки по каждой семье запрошены, в том числе и по семье Ковалевой Е.В. В октябре 2014 года в администрацию района представлено личное делом семьи Ковалевой Е.В., где имелись все необходимые документы, в том числе и уведомления из ЕГРП, подтверждающие отсутствие у этой семьи прав на недвижимое имущество.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ковалевой Е.В. подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена Федеральная целевая Программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы. В ее состав также вошла Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
В целях реализации Программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» на субъекты Российской Федерации возложено осуществление развития нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории (раздел V Подпрограммы). Этим же Постановлением (№1050 от 17 декабря 2010 г.) утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».
Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (п.«г») и других целей, предусмотренных данным пунктом.
В силу пункта 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно подпункту "г" пункта 15 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства среди прочих документов документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы вышеуказанными Правилами не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 27 Правил, для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы: в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами а - д пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами б - д пункта 15 настоящих Правил; в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом е пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами б - д и ж пункта 15.1 настоящих Правил.
В Ивановской области в целях реализации Программы, применяется Закон Ивановской области от 17.05.2006 г. №50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории <адрес>».
Судом установлено, что семья Ковалевых, состоящая из 3-х человек на основании заявления Ковалева М.Н. 25.10.2011 г. с требуемыми п.2 вышеуказанных Правил документами была включена администрацией <адрес> муниципального района в число семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы <адрес> «Жилище на 2011-2015 годы. Ковалевым М.Н. в администрацию района была предоставлена и справка администрации <адрес> сельского поселения о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении.
О включении данной семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» главой администрации <адрес> муниципального района издано распоряжение № от 26.10.2011 года.
В соответствии с п.п.20,21 указанных выше Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме (администрация <адрес> муниципального района) до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в 2014 году по <адрес> муниципальному району <адрес>, был направлен администрацией <адрес> муниципального района в Департамент строительства и архитектуры <адрес> 5.08.2013 года. В этом списке семья Ковалевой Е.В. в составе 3 человек числилась под №6.
В соответствии с п.23 Правил департамент включил семью Ковалевой Е.В. в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 году.
21 октября 2014 года Ковалевой Е.В. как представителем молодой семьи -участницы данной подпрограммы, состоящей в Списке, желающих получить социальную выплату в 2014 года, и претендующей на данную выплату в 2014 году, направлено заявление в администрацию <адрес> муниципального района с просьбой выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
27 октября 2014 г. распоряжением администрации <адрес> муниципального района № семья Ковалевой Е.В. исключена из общего списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> муниципального района». Данным распоряжением отменено распоряжение администрации района от 26.11.2011 г. № «О признании семьи Ковалевых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.».
Основанием для вышеуказанного распоряжения № администрации района стал протокол заседания комиссии по признанию семей участниками вышеуказанной подпрограммы от 27.10.2014 г. №17. Из протокола следует, что решено исключить семью Ковалевых из общего списка семей-участников подпрограммы, т.к. установлено отсутствие у администрации Пестяковского сельского поселения оснований для признания семьи Ковалевых нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ст.51 ЖК РФ и ст.12 Закона Ивановской области от 17.05.2006 №50-ОЗ. Указанное исключало возможность признания данной семьи участницей подпрограммы.
В декабре 2014 года администрацией района в Департамент строительства и архитектуры <адрес> представлены изменения списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 г., в которых семья Ковалевой Е.Ю. из списка была исключена. В пояснениях данному обстоятельству администрация района указала, что основания для признания семьи Ковалевых нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотренных ст.51 ЖК РФ и ст.12 Закона Ивановской области от 17.05.2006 г. №50-ОЗ, администрацией <адрес> сельского поселения должным образом не подтверждены. С учетом указанного, Департамент внес изменения в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 г. по <адрес>, исключив семью Ковалевой Е.В. из данного списка.
В судебном заседании установлено, что семья Ковалевых была признана 13.04.2009 г. администрацией <адрес> сельского поселения нуждающейся в жилом помещении на основании следующих документов: заявления Ковалева М.Н. (1983 года рождения) о постановке его и членов его семьи (жены Ковалевой Е.В., 1983 года рождения, сына - ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения); справок администрации <адрес> сельского поселения о составе семьи Ковалевых, подтверждающих вышеуказанный факт и обстоятельство проживания семьи в доме отца - Кашина В.М. (жилая площадь дома-<данные изъяты> кв.м, общая-<данные изъяты> кв.м); сведения о месте работы, занятиях Ковалевой Е.В. (Кашиной) и Ковалева М.Н. (трудовая книжка Ковалевой (Кашиной), справки из ОГУ «<адрес> ЦЗН» от 9.04.2009, Отдела социальной защиты населения по <адрес> муниципальному району от 9.04.2009 г.), акт проверки жилищных условий от 14.04.2009 г., согласно которому семья Ковалевых проживает в жилом доме Кашина В.М., свидетельства о заключении брака между Кашиной Е.В. (ранее Ковалевой) и Ковалевым М.Н., об установлении отцовства Ковалева М.Н. (ребенок ФИО12), копия паспорта Ковалевой Е.В. и Ковалева М.Н.
Решение жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского поселения о признании данной семьи нуждающейся в жилом помещении и постановке ее в качестве таковой с внесением в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании вышеуказанных документов, имеется в протоколе № от 13.04.2009 г.
В 2013 году личное дело семьи Ковалевых дополнено уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 20.05.2013 г. об отсутствии у ФИО13, Ковалевой Е.В., Ковалева М.Н. прав на объекты недвижимого имущества на территории <адрес>, договором купли-продажи жилого дома от 23.11.1994 г. о принадлежности жилого дома, где проживает семья Ковалевых (<адрес>) Кашину В.М. на праве собственности. Такие же сведения имеются в личном деле семьи Ковалевых и по состоянию на 12.09.2014 год.
16 октября 2014 году личное дело семьи дополнено выпиской из домовой книги по месту их жительства (дом Кашина В.М. в <адрес>), 17.10.2014 г. - свидетельством о расторжении брака между супругами Ковалевыми, копией технического паспорта на жилой дом Кашина В.М. (<адрес>).
Кроме того, с период с 2009 г. по 2014 г. (включительно) данная семья своевременно подтверждала сведения, поданные ранее в администрацию для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, уведомляла об изменении состава семьи (в связи с расторжением брака между супругами Ковалевых), в связи с чем решением жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского поселения от 17.10.2014 г. признана нуждающейся в жилых помещениях семья Ковалевых в составе двух человек (Ковалевой Е.В. и ФИО13).
Решение администрации <адрес> сельского поселения о признании нуждающейся в жилых помещениях семьи Ковалевых до настоящего времени не отменено. Кроме того, 24.12.2014 г. жилищной комиссией при администрации <адрес> сельского поселения таковой статус семьи Ковалевых подтвержден решением жилищной комиссии (протокол № от 24.12.2014 г.). Эта молодая семья нуждается в жилом помещении, соответствует всем вышеперечисленным требованиям для признания ее таковой. Указанное обстоятельство стороны не оспаривают.
Отсутствие семьи Ковалевых на 9.04.2009 г. прав на недвижимое имущество, собственного жилого помещения подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 7.11.2014 г., 01.12.2014 г.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у администрации <адрес> муниципального района не имелось оснований для исключения семьи Ковалевой из общего списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей», а распоряжение администрации об этом № от 27.10.2014 г. об этом незаконное.
В 2013 году Ковалевой были представлены недостающие документы, в том числе ответы из Управления по регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним о том, что на 2009 год, когда семья была признана нуждающейся в жилом помещении администрацией <адрес> сельского поселения, у членов данной семьи каких-либо прав на жилое помещение не было.
Таким образом, на момент вынесения администрацией района оспариваемого истцом распоряжения семья Ковалевых не утратила статус семьи, нуждающейся в жилом помещении, соответствовала требования, предъявляемым к таковым семьям для включения в список семей, желающих получить социальную выплату в рамках вышеуказанной подпрограммы, что не оспаривается ответчиком.
Доводы ответчика о том, что требования прокурора в интересах Ковалевой не подлежат удовлетворению в виду пропуска истцом трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, суд признает несостоятельными. При этом суд учитывает то, что заявление прокурора рассмотрено в порядке искового производства, поэтому положения ст.256 ГПК РФ предусмотренные для публичных правоотношений, не применяются. Прокурор обратился с иском в интересах Ковалевой Е.В., поскольку имелся спор о праве - администрация <адрес> муниципального района оспаривала право Ковалевой Е.В. на получение социальной выплаты, наличие у нее социальных прав на приобретение жилья или получения социальной выплаты. Кроме того, Ковалевой Е.В. стало известно о нарушенном праве (исключении ее семьи из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей») в январе 2015 года, после чего прокурор в феврале 2015 года обратился в суд в ее интересах. Указанное подтверждается объяснениями истцов и представителя Ковалевой Е.В.- Сидоровой И.С., жалобой в прокуратуру по данному факту. Доказательств обратного администрацией района не представлено.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 мая 2010 года N 738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (подпункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
Целями федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.
В программе также указано, что поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
При таких обстоятельствах, исходя из того, что молодая семья Ковалевой Е.В. была признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена администрацией <адрес> муниципального района в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, состояла в органе местного самоуправления на учете данных лиц, и учитывая, что средства социальной выплаты могут использоваться, в том числе согласно п. 2 пп. "г" Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", на уплату жилищного займа, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Требования ст.45 ГПК РФ при обращении в суд с настоящим иском в интересах Ковалевой Е.В. прокурором <адрес> соблюдены.
Принимая во внимание вышеуказанное, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ковалевой Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> от 27.10.2014 г. № «Об исключении семьи Ковалевой Е.В. из общего списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> муниципального района».
Обязать администрацию <адрес> муниципального района восстановить семью Ковалевой Е.В. в списках молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> муниципального района», утвержденной администрацией <адрес> муниципального района в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись М.В.Киселева
Решение вынесено в окончательной форме 17.04.2015 г.