Судья Бадердинова Г.Ф.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2010 года № 33-4404
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Король И.Н.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Манойловой М.И. на решение Тотемского районного суда от 25 августа 2010 года, которым исковые требования Манойловой М.И. к ГУ - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабушкинском районе Вологодской области об отмене решения комиссии об отказе в установлении стажа свидетельскими показаниями №... от 24 марта 2003 года оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Манойловой М.И., а также Горбачевой С.А., представляющей интересы ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Бабушкинском районе Вологодской области, судебная коллегия
установила:
Решением ГУ Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабушкинском районе Вологодской области №... от 24 марта 2003 года Манойловой М.И. отказано в установлении трудового стажа в период с 1943 по 1945 годы в колхозе «Талица» во время Великой Отечественной войны.
Не согласившись с правомерностью вышеназванного решения, Манойлова М.И. обратилась в суд с иском о признании его незаконным, зачете спорного периода в общий трудовой стаж.
В судебном заседании истица свои требования поддержала, пояснив, что на момент начала войны ей было 9 лет, семья проживала на участке 9 квартал Бабушкинского района, затем переехала в д.Талица. В годы войны она не училась, а с 10 лет вместе с матерью работала в колхозе. Считает, что является труженицей тыла в годы войны. Подтверждение трудового стажа ей необходимо для выдачи удостоверения «Труженик тыла» и получения льгот.
Представитель ГУ Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабушкинском районе Вологодской области Оленева Н.В. иск не признала, сославшись на то, что по документам Манойлова (ранее Власова) М.И. проживала в годы войны на участке 9 квартал Бабушкинского района Вологодской области. В похозяйственной книге указано, что в 1943-1945 годы она была учащейся начальной школы. По архивным данным проживающей и работающей в колхозе «Талица» Бабушкинского района Вологодской области в 1943-1945 годах не значится.
Представитель отдела социальной защиты населения Бабушкинского муниципального района Вологодской области Голубцова Т.П. также полагала, что оснований для удовлетворения требований истицы нет.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Манойлова М.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что обоснованность ее требований была подтверждена надлежаще удостоверенными свидетельскими показаниями, представленными в пенсионный орган в 2003 году.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения исходя из доводов кассационной жалобы, находит ее подлежащей удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований истице, суд первой инстанции исходил из того, что подтверждение трудового стажа в годы Великой Отечественной войны свидетельскими показаниями допускалось исключительно в целях приобретения права на повышение пенсии лишь с 12-летнего возраста гражданам, проработавшим не менее 6 месяцев в период войны.
Заявительнице, родившейся 01 декабря 1932 года, исполнилось 12 лет 01 декабря 1944 года. Великая Отечественная война закончилась 09 мая 1945 года, то есть период работы Манойловой М.И., подлежащий зачету в общий трудовой стаж, мог составлять всего 5 месяцев вместо 6, поэтому ее требования о включении в трудовой стаж времени работы в колхозе «Талица» Бабушкинского района во время войны суд посчитал не основанными на законе.
Указанные выводы суда ошибочны.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.
В Законе РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и ранее действовавшем Законе РФ "О государственных пенсиях в РФ" таких ограничений нет. В соответствии со ст. 89 этого Закона в общий трудовой стаж включалась любая работа по трудовому договору, а в ст. 97 была предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.
В ст. 94 Закона был установлен льготный порядок исчисления трудового стажа при подтверждении работы во время Великой Отечественной войны, а в п. "ж" ст. 110 Закона для граждан, проработавших в период войны не менее 6 месяцев, предусмотрена надбавка к пенсии в размере 50% минимального размера пенсии по старости.
В Указе Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 2123 "О повышении пенсии в соответствии с п. "ж" ст. 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" для граждан, родившихся до 31 декабря 1931 г., отсутствуют ограничения в исчислении трудового стажа работников, не достигших двенадцатилетнего возраста. В соответствии с этим Указом данная категория пенсионеров была освобождена от доказывания времени работы в период Великой Отечественной войны. В отношении других категорий пенсионеров этот Указ не применим.
Более того, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом были бы предусмотрены ограничения прав и свобод граждан, суд, исходя из положений ст. 15 Конституции Российской Федерации о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, должен был проверить правомерность введения таких ограничений с учетом содержания ст. 55 Конституции РФ.
Следовательно, ссылка суда на отсутствие у истицы необходимого возраста в 12 лет при доказанности факта работы в колхозе не могла быть положена в основу выводов суда для отказа в удовлетворении иска.
Довод суда о том, что пояснения истицы о работе в колхозе «Талица» не соответствуют документам, приложенным в материалы дела, ошибочен.
Согласно выписке из протокола №... от 24 марта 2003 года на листе дела 11 Манойлова М.И., обратившись в пенсионный орган об установлении стажа работы в колхозе, предъявила пенсионному органу надлежаще удостоверенные свидетельские показания, которыми достоверно подтверждена ее работа в колхозе «Талица» Бабушкинского района в период с 1943 по 1945 годы. К заявлению также была приложена справка архивного учреждения, подтверждающая факт отсутствия архивных данных об периоде работы, поэтому показания Власовой Н.В. 1925 года рождения и Шадриной А.М. 1926 года рождения, опрошенных судом в ходе рассмотрения дела и не вспомнивших в силу своего престарелого возраста данных о работе истицы в колхозе, не могли служить основанием к отказу истцу в удовлетворении иска при наличии документов, достоверно подтверждающих этот факт.
При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований истицы.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тотемского районного суда от 25 августа 2010 года отменить.
Принять новое решение.
Признать недействительным решение ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Бабушкинском районе Вологодской области №... от 24 марта 2003 года об отказе Манойловой Марии Ивановне в установлении трудового стажа в период с 1943 по 1945 годы в колхозе «Талица» Бабушкинского района во время Великой Отечественной войны.
Обязать ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Бабушкинском районе Вологодской области зачесть Манойловой Марии Ивановне в общий трудовой стаж период работы в колхозе «Талица» Бабушкинского района Вологодской области во время Великой Отечественной войны с 1943 по 1945 годы.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: В.Н. Белякова
И.Н. Король