Решение по делу № 2а-12980/2019 ~ М-11487/2019 от 25.11.2019

Дело № 2а-12980/2019

УИД 16RS0042-03-2019-011468-71

РЕШЕНИЕ

    именем Российской Федерации

    г. Набережные Челны                                                                       18 декабря 2019 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Валиуллиной Г.Ш.,

при секретаре Галимовой Р.Р.,

с участием административного истца Афанасьева А.А., административных ответчиков: судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов № 1 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Хаймуллиной И.С., Шайхнурова Р.И., судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ивочкина А.Ю., представителя административного ответчика Сафиной Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афанасьева А.А. к судебным приставам-исполнителям отдела судебных приставов № 1 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Хаймуллиной И.С., Шайхнурову Р.И., к судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ивочкину А.Ю., к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании незаконными действий по запрету на ведение видеосъемки исполнительных действий,

установил:

    Афанасьев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование указывая, что в 15 часов 15 минут 14 ноября 2019 года он, как взыскатель по исполнительному производству, пришел на прием в приемные часы к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 1 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы по Республике Татарстан (далее – ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан) Хаймуллиной И.С. По причине того, что неоднократно нарушались его права, как взыскателя, он вошел в кабинет с включенной камерой смартфона. Административный истец сел на стул около стола, за которым сидела судебный пристав-исполнитель Хаймуллина И.С. Услышав звук входящего сообщения, судебный пристав-исполнитель Хаймуллина И.С. спросила административного истца о том, ведет ли он запись. На что административный истец ответил «да». Судебный пристав-исполнитель Хаймуллина И.С. запретила административному истцу производить съемку, прекратила исполнительные действия и пошла приглашать судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В это время её коллега – судебный пристав-исполнитель Шайхнуров Р.И. также стал запрещать административному истцу вести видеосъемку и аудиозапись. В кабинет судебный пристав-исполнитель Хаймуллина И.С. вернулась вместе с судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Ивочкиным А.Ю., который также стал запрещать видеофиксацию по исполнительному производству. На слова административного истца о том, что у него есть право на ведение видеозаписи, что это не режимный объект, а общественное место, административные ответчики продолжали настаивать о прекращении ведения видеосъемки. Административному истцу пришлось подчиниться незаконному требованию и выключить смартфон. Административный истец указывает, что производил видеозапись с целью доказательств нарушения его прав, как взыскателя, а не для её распространения. Афанасьев А.А. считает действия административных ответчиков по запрету на ведение видеосъемки исполнительных действий незаконными. При этом административный истец ссылается на Письмо ФССП России от 23 декабря 2011 года «О порядке проведения видеосъемки при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения», указывая, что законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность по принудительному исполнению судебных решений и актов иных уполномоченных органов, не содержит запрет на производство видеосъемки при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения. Производство видеосъемки в указанных случаях может являться подтверждением законности действий судебного пристава-исполнителя. Кроме того, как указывает административный истец, статья 8 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что деятельность полиции является открытой и публичной. Также открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», статья 3 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» закрепляет принцип открытости информации о деятельности государственных органов, в том числе в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. Статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает три исключения: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. Разъяснение понятий «государственный, общественный или публичный интерес» дано в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Так, обнародование изображения гражданина не запрещено и не требует его согласия, если такой гражданин является публичной фигурой, занимает государственную или муниципальную должность. В этой же статье указано, что должностные лица не вправе препятствовать проведению видео- и фотосъемки в публичных различных местах. Часть 4 статья 29 Конституции Российской Федерации дает право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Административный истец считает, что ссылки на вышеуказанные нормы действующего законодательства доказывают его право, как взыскателя, на ведение видеосъемки при проведении исполнительных действий, а запись подтверждает самоуправство судебных приставов-исполнителей Шайхнурова Р.И., Хаймуллиной И.С. и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Ивочкина А.Ю. На основании изложенного, административный истец просит признать действия судебных приставов-исполнителей Хаймуллиной И.С., Шайхнурова Р.И. и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Ивочкина А.Ю. по запрету на ведение видеосъемки исполнительных действий незаконными.

    Административный истец Афанасьев А.А. в судебном заседании административный иск поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.

    Административные ответчики - судебные приставы-исполнители Хаймуллина И.С., Шайхнуров Р.И., судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ивочкин А.Ю. в судебном заседании административный иск не признали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом пояснили, что действовали согласно Инструкции по порядку осуществления пропускного режима в здание, помещения ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан, а также Приказу от 24 августа 2017 года № 398 «Об утверждении положения об организации пропускного режима в зданиях, помещениях Федеральной службы судебных приставов», в соответствии с которыми производить фото-, видеосъемку в кабинетах работников ОСП № 1 разрешается только с разрешения начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП № 1 или его заместителей. Кроме того, судебные приставы-исполнители Хамйллина И.С., Шайхнуров Р.И. пояснили, что в то время, когда административный истец осуществлял видеосъемку, в кабинете находились иные граждане, являющиеся сторонами иных исполнительных производств, которые находились на приеме у других судебных приставов-исполнителей. Также судебные приставы-исполнители пояснили, что ознакомление с материалами исполнительного производства не является исполнительным действием.

    Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Сафина Л.Д. в судебном заседании административный иск также не признала, просила отказать в его удовлетворении. При этом пояснила, что права административного истца нарушены не были, ему была предоставлена информация о ходе исполнительного производства, в материалах исполнительного производства имеется подпись Афанасьева А.А. об ознакомлении с материалами исполнительного производства.

Выслушав объяснения административного истца Афанасьева А.А., административных ответчиков: судебных приставов-исполнителей ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Хаймуллиной И.С., Шайхнурова Р.И., судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ивочкина А.Ю., представителя административного ответчика Сафиной Л.Д., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 вышеназванного Закона, исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 188-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В соответствии с Законом об исполнительном производстве, в компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Судом установлено, что 16 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Хаймуллиной И.С. возбуждено исполнительное производство № ... о взыскании с Мосина Д.И. в пользу Афанасьева Д.А. задолженности в размере 63 210 рублей 29 копеек.

14 ноября 2019 года представитель взыскателя Афанасьева Д.А. – Афанасьев А.А., действующий по доверенности, явился на прием к судебному приставу-исполнителю Хаймуллиной И.С. для ознакомления с материалами исполнительного производства.

В ходе приема в кабинете судебного пристава-исполнителя представитель взыскателя Афанасьев А.А. без предупреждения начал производить видеосъемку.

Судебные приставы-исполнители Хаймуллина И.С., Шайхнуров Р.И. и судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Ивочкин А.Ю. запретили представителю взыскателя Афанасьеву А.А. производить видеосъемку.

Обратившись в суд с административным исковым заявлением, административный истец просит признать действия вышеуказанных должностных лиц по запрету на ведение видеосъемки исполнительных действий незаконными.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 188-ФЗ «О судебных приставах», старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений Федеральной службы судебных приставов; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 188-ФЗ «О судебных приставах», Положением об организации пропускного режима в зданиях, помещениях Федеральной службы судебных приставов, утвержденным Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 24 августа 2017 года № 398 разработана Инструкция по порядку осуществления пропускного режима в здание, помещения ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан, которая утверждена начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Курбангалеевой Л.А.

Вышеуказанная Инструкция определяет основные правила пропускного режима работников отдела, а также граждан Российской Федерации и иных посетителей, устанавливает единый порядок перемещения имущества на территории здания, помещения ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан.

Главой 4 Инструкции по порядку осуществления пропускного режима в здание, помещения ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан установлены ограничения и ответственность посетителей отделов судебных приставов г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан.

В соответствии с пунктами 4.1., 4.2., 4.3., 4.4. Инструкции по порядку осуществления пропускного режима в здание, помещения ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан кино-, фото-, звуко-, видеозаписывающую аппаратуру на территорию здания, помещений отдела разрешается проносить с разрешения начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан или его заместителей; осуществление фото-, видеосъемки в кабинетах работников ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан разрешается производить с разрешения начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан или его заместителей; запрещается без разрешения начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан или его заместителей вносить на территорию здания, помещений специальные технические средства для получения информации; запрещается производить видео-фотосъемку, раскрывающую места расположения технических средств охраны, здания, помещений ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан (внутренних и наружных камер видеонаблюдения, датчиков движения), а также место расположения поста судебных приставов по ОУПДС.

Как установлено судом, что не отрицал и сам административный истец, он с заявлением о разрешении на осуществление фото-, видеосъемки в кабинете работников ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан к начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП № 1 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан не обращался.

Таким образом, суд считает, что действия административных ответчиков, выразившихся в запрете Афанасьеву А.А. осуществлять видеосъемку, являются законными и обоснованными, поскольку они направлены на обеспечение безопасности, охраны здания и помещений структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов. Утверждения административного истца о том, что он производил видеосъемку в связи с тем, что ранее нарушались его права как взыскателя по исполнительному производству, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Доводы административного истца о том, что он фиксировал совершение исполнительных действий, суд считает необоснованными.

Так, в соответствии со статьей 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Ознакомление с материалами исполнительного производства не является исполнительным действием.

        Кроме того, исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Административным истцом доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов допущенными действиями административных ответчиков, не представлено. Более того, административный истец 14 ноября 2019 года на приеме у судебного пристава-исполнителя Хаймуллиной И.С. был ознакомлен с материалами исполнительного производства, о чем имеется отметка в карточке личного приема гражданина.

    При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Афанасьева А.А. подлежит отказу в удовлетворении.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

в удовлетворении административного искового заявления Афанасьева А.А. к судебным приставам-исполнителям отдела судебных приставов № 1 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Хаймуллиной И.С., Шайхнурову Р.И., к судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов Набережночелнинского специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ивочкину А.Ю., к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании незаконными действий по запрету на ведение видеосъемки исполнительных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                 «подпись»                                         Валиуллина Г.Ш.

2а-12980/2019 ~ М-11487/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Афанасьев А.А.
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов № 1 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Шайхнуров Р.И.
Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов № 1 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Хаймуллина И.С.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Ивочкин А.Ю.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан
Суд
Набережночелнинский городской суд
Судья
Валиуллина Г. Ш.
25.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
26.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2019[Адм.] Судебное заседание
27.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее