Решение по делу № А43-29139/2009 от 23.09.2009

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

дело № А43-29139/2009

4-579

23  сентября  2009  года                                                             г. Нижний Новгород                                             

Судья Снегирева Ирина Гарольдовна, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ                   в Приокском районе города Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород

к ответчику предпринимателю без образования юридического лица Винокурову Дмитрию Геннадьевичу г.  Нижний Новгород

о взыскании  386 руб. 40 коп.

без участия представителей сторон

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании                      с предпринимателя без образования юридического лица Винокурова Д.Г. штрафных санкций за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений                  по персонифицированному учету в сумме 386 руб. 40 коп. обратилось ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Приокском районе г. Нижнего Новгорода (далее ГУ УПФ РФ).

Определением от 24.08.09 суд назначил дело к рассмотрению в порядке упрощенного производства с учетом требований, предусмотренных ст. ст. 226, 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ и предложил ответчику в пятнадцатидневный срок представить возражения в отношении возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, а также отзыв на иск.

Ответчик в установленный срок свои возражения и отзыв на иск не представил, что согласно ст. ст. 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ позволяет суду рассматривать дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Истец провел проверку своевременности предоставления ответчиком                         в исполнительный орган ГУ УПФ РФ сведений индивидуального (персонифицирующего) учета за 2008 год, по результатам которой вынес решение от  20.04.09 № 08-34/199  о привлечении предпринимателя без образования юридического лица Винокурова Д.Г. к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 ФЗ РФ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  и взыскании с него штрафа  в сумме  386 руб. 40 коп.

Поскольку ответчик не исполнил обязанность по своевременному предоставлению сведений в ГУ УПФ РФ  и не выполнил требование о добровольной уплате штрафных санкций в срок до 14.05.09, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению  в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Федерального закона                            «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (далее - Закон) индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация                   и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в ГУ УПФ РФ следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица  при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона определяет, что указанные сведения представляются            в ГУ УПФ РФ в следующих случаях:

- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

- при снятии с учета в качестве страхователя;

- при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

- при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в ГУ УПФ РФ.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять                до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Законом только в том случае,                              если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым                         в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

Однако в настоящем деле эти обстоятельства ГУ УПФ РФ не доказаны                    и не подтверждены материалами дела. В связи с этим, предприниматель                               к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом об индивидуальном учете, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в ГУ УПФ РФ.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя                     и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.

Что касается вмененного предпринимателю нарушения срока представления ведомости уплаты страховых взносов, то перечень сведений, представляемых физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, является исчерпывающим, такие ведомости в нем не указаны.

Следует отметить, что Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ срок                   для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, не установлен. Указанный срок (до 1 марта) определен в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

Поскольку положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ                         не установлен порядок проведения проверок и привлечения к ответственности,                   то, руководствуясь частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктом 7 статьи 9 и статьей 34.1 Налогового кодекса РФ, следует исходить из того, что привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение                о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Однако в нарушение статьи 100, пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ ни в акте проверки от 03.03.2009 № 08-33/199, ни в решении о привлечении к ответственности от 20.04.2009 № 08-34/199 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) предприниматель привлекался к ответственности, а также не отражены документы  и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения; отсутствуют ссылки как в целом на действующее законодательство, которым установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения  в ГУ УПФ РФ, так и на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.

Таким образом, со ссылкой на статьи 9, пункт 2 статьи 11 Федерального закона  от 01.04.1996 № 27-ФЗ, индивидуальный предприниматель привлечен ГУ УПФ РФ               к ответственности как страхователь.

Однако указанными нормами Закона установлены порядок и перечень сведений, которые представляются страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице, тогда как материалы проверки и материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у предпринимателя работающих у него застрахованных лиц.

На основании изложенного обстоятельства совершения правонарушения, вменяемого предпринимателю, а также доказательств совершения предпринимателем правонарушения, его вины, отсутствуют, в связи с чем, заявленное требование                     о взыскании штрафа является немотивированным и не подтвержденным документально, следовательно, не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы  по государственной пошлине взысканию в федеральный бюджет не подлежат.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 216, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Приокском районе, г. Н. Новгорода, о взыскании                       с предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Винокурова Дмитрия Геннадьевича (11.09.1969 года рождения, ИНН 526104190770, ОГРН 304526119800013) штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный   апелляционный суд г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца                  с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского  округа г. Нижний Новгород                  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого акта.

Судья                                                                                                           И. Г.Снегирева

помощник судьи Логинова О.С.,  тел. 419-39-55

А43-29139/2009

Категория:
Другие
Статус:
В иске отказать полностью
Ответчики
Винокуров Дмитрий Геннадьевич
Суд
АС Нижегородской области
Судья
Снегирев И. Г.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее