Решение по делу № 2-5270/2015 от 16.07.2015

Дело № 2-5270/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2015 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Рахматуллиной Э.И.,

с участием представителя административного истца Полежаевой Н.Г.,

представителя административного ответчика Алексеевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Гилевой Л.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести регистрацию,

установил:

    Гилева Л.М. обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (полевые участки), общая площадь 1159 кв.м, адрес: <Адрес>, в 0,027 км северо-западнее по <Адрес>, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок за Гилевой Л.М.

    В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. ей, как работнику совхоза «<данные изъяты>», решением профкома совхоза был выделен земельный участок площадью 10 соток для посадки овощей и ведения личного хозяйства. Участок расположен по адресу: <Адрес>, в 0,027 км северо-западнее по <Адрес>. В настоящее время совхоз «<данные изъяты>» ликвидирован. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю для регистрации права собственности на земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ. получила уведомление об отказе в государственной регистрации, поскольку не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права. Считает отказ незаконным, так как ст.25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что одним из документов, являющихся основанием для регистрации права собственности может быть иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок. Таким документом в данном случае является выписка из протокола заседания профкома совхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., которым Гилевой Л.М. предоставлен земельный участок площадью 10 соток для посадки овощей и ведения личного подсобного хозяйства. Считает, что данный документ является достаточным для регистрации права собственности, в связи с чем просит признать незаконным отказ в государственной регистрации.

    Административный истец в судебное заседание не явился, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.37).

    Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.

    Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва, в соответствии с которыми в государственной регистрации права собственности Гилевой Л.М. было отказано, поскольку га государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, а представлена только выписка из протокола заседания профкома совхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. , при этом государственный акт на право пользования землей выдан совхозу «<данные изъяты>» дл ведения сельского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.25-27).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

    На момент обращения Гилевой Л.М. с заявлением в суд порядок оспаривания действий и решений органов местного самоуправления регламентировался положениями статьи 254 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Аналогичные положения закреплены в Кодексе административного судопроизводства РФ, вступившем в силу с 15.09.2015г., согласно ч.1 ст.218 которого гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно абз. 4, 10 п.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон) в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В соответствии с 2 ст.16 Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Статьей 25.2 Закона установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства

Согласно п.п.1,2 данной статьи государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

    ДД.ММ.ГГГГ. Гилева Л.М. обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1159 кв.м, по адресу: <Адрес>, расположенный за пределами участка, участок находится примерно в 0,027 км по направлению на северо-запад от ориентира (л.д.41-42).

    В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок к заявлению приложена выписка из протокола заседания профкома совхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., которым Гилевой Л.М. выделена квартира во вновь сданном 1-квартирном доме в <Адрес> с закреплением земельного участка на прилегающей к основному участку земле по 10 соток для посадки овощей и ведения личного подсобного хозяйства (л.д.8)

    ДД.ММ.ГГГГ. Управление Росреестра по Пермскому краю направило в адрес заявителя сообщение об отказе в государственной регистрации договора аренды на основании абз. 4, 10 п.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку документы, подтверждающие право собственности Гилиной ЛюМ. На земельный участок не представлен (л.д.5-7)

    Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормами права суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем отказ в государственной регистрации права является законным и обоснованным, поскольку представленная заявителем выписка из протокола заседания профкома не отвечает признакам, указанным в абзацах 2 - 4 пункта 2 ст. 25.2, а также не может рассматриваться как иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на земельный участок, на который она просит зарегистрировать право собственности.

Для установления правового значения указанного документа следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент его принятия, т.е. Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 01.07.1970 г.

Согласно статьи 13 Земельным кодексом РСФСР земельные участки из земель предприятий, организаций, учреждений, совхозов - общей площадью до 50 гектаров, а из земель колхозов - до 25 гектаров предоставляют Исполнительные комитеты областных, краевых Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик.

Статьей 64 Земельным кодексом РСФСР установлено, что совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные земельные участки или огороды из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных земельных участков или огородов производится на основании решения администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения.

Колхоз по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных предоставляет приусадебные земельные участки учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности.

Таким образом, решение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в 1987 г. могло быть принято Исполнительным комитетом Советов народных депутатов либо администрацией совхоза, а в данном случае решение принято на заседании профкома, т.е. органом, не обладающим в указанный период времени полномочиями по принятию таких решений.

Кроме того, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика, что государственный акт, закрепляющий на совхозом «<данные изъяты>» земельный участок в бессрочное пользование был выдан лишь ДД.ММ.ГГГГ., т.е. через 3 года после принятия профкомом решения о предоставлении земельного участка Гилевой Л.М.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по Пермскому краю правомерно отказало в государственной регистрации права собственности земельного участка, поскольку представленная выписка из заседания профкома не может являться правоустанавливающим документом для предоставления земельного участка, в связи с чем в удовлетворении заявления Гилевой Л.М. следует отказать в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:    

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -     ░░░░░░░             (░.░. ░░░░░░░░)

     ░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ -                      (░.░. ░░░░░░░░)

2-5270/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Гилева Л.М.
Ответчики
Управление Федеральной Службы госудасртвенной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
УФРС
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на сайте суда
lenin.perm.sudrf.ru
16.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2015Передача материалов судье
21.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.10.2015Предварительное судебное заседание
25.11.2015Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее