Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2018 года г. Сергиев Посад, М.О.
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи О.А. Уваровой,
с участием прокурора А.В. Можаевой,
при секретаре судебного заседания А.Ю. Резчиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к АО «Краснозаводский химический завод» о понуждении к исполнению требований в области гражданкой обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился в суд с иском к АО «Краснозаводский химический завод» о понуждении к исполнению требований в области гражданкой обороны (л.д. 2-7).
Прокурор Багаутдинов А.Т. в судебном заедании исковые требования поддержала, суду пояснил, что Первой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения Акционерным обществом «Краснозаводский химический завод» (далее - АО «КХЗ»), расположенным по адресу <адрес>, требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений. В соответствии с п. 1.1 Устава АО «КХЗ», Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Краснозаводский химический завод» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от З0.11.2009 №-р, приказов Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № и является его правопреемником. В соответствии с п. 3.4 Устава, Общество осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проведенной проверки установлено, что в пользовании АО «КХЗ» находится защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в здании № площадью 886,5 кв.м., вместимостью 1200 человек. В АО «КХЗ» в отношении защитного сооружения гражданской обороны отсутствует договор о правах и обязанностях, вместе с тем, Общество должно обеспечить укрытие наибольшей работающей смены. Указанный договор подлежит заключению с Территориальным управлением Росимущества в Московской области. Кроме того, в ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения законодательства в области гражданской обороны, а именно: не обеспечены требования по обеспечению постоянной готовности убежища ЗС ГО к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций, что нарушает п. 3.2.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом,
так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-
герметических и герметических дверей и ставней, что нарушает п.3.2.1
Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в
действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт
технических систем ЗС ГО не проводится, что противоречит п.3.2.11 Приказа
МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие
правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрашены не в
соответствии с Приказом МЧС, что нарушает п.п.3.2.10, 3.2.11 Приказа МЧС
России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; помещения дизельной электростанции не укомплектованы ящиками с
песком, покрывалами из асбестового материала, ручными пенными или
углекислотными огнетушителями, что нарушает п.3.5.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; не обеспечена герметичность ЗС ГО, что нарушает п.3.2.2, п.4.3.10, п. 4.3.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; не проводятся в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров-поглотителей ЗС ГО, что нарушает п.4.4.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; ЗС ГО не обеспечено мебелью, оборудованием, нарами в соответствии с нормативными требованиями, что нарушает п. 6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Кроме того, в ноябре 2016 года Отделом государственного надзора в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области проведена плановая выездная проверка в АО «КХЗ» по факту соблюдения требований законодательства в области гражданской обороны, по результатам которой предприятию было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № по устранению нарушений в области гражданской обороны, со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный предписанием срок нарушения в области гражданской обороны АО «КХЗ» не устранены. Кроме того, прокуратурой в адрес и.о. генерального директора АО «КХЗ» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений в области гражданской обороны, по результатам рассмотрения которого 5 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, составлен план мероприятий по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны. Вместе с тем, выявленные нарушения правил в области гражданской обороны являются длящимися и в настоящее время не устранены. Указал, что принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в период военного времени и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Просит суд обязать АО «Краснозаводский химический завод» заключить с Территориальным управлением Росимущества в Московской области договор о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории предприятия по адресу: <адрес>, площадью 886,5 кв.м., вместимостью 1200 человек. Обязать выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени: обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней в соответствии с п. 3.2.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; произвести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с п. 5.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в соответствии с п. 3.2.10 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; укомплектовать помещения дизельной электростанции ящиками с песком,
покрывалами из асбестового материала, ручными пенными или
углекислотными огнетушителями в соответствии с п.3.5.2 Приказа МЧС
России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; восстановить герметичность всего убежища (в том числе входов, аварийных
выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней) в
соответствии с п.4.3 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об
утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных
сооружений гражданской обороны»; провести осмотр и проверку качественного состояния фильтров-поглотителей в порядке, предусмотренном п.4.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; обеспечить ЗС ГО мелью, оборудованием, нарами в соответствии с п.6.1.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» установив для этого срок 12 (двенадцать) месяцев.
Представитель ответчика АО «Краснозаводский химический завод», по доверенности Шабас Н.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Московской области в судебное заседание не явился, о явке извещен, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что АО «Краснозаводский химический завод» осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Первой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения Акционерным обществом «Краснозаводский химический завод» (далее - АО «КХЗ»), расположенным по адресу <адрес>, требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений (л.д. 12-15, 16-18).
В ходе проведенной проверки установлено, что в пользовании АО «КХЗ» находится защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в здании № площадью 886,5 кв.м., вместимостью 1200 человек. В АО «КХЗ» в отношении защитного сооружения гражданской обороны отсутствует договор о правах и обязанностях, вместе с тем, Общество должно обеспечить укрытие наибольшей работающей смены. Указанный договор подлежит заключению с Территориальным управлением Росимущества в Московской области. Кроме того, в ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения законодательства в области гражданской обороны, а именно: не обеспечены требования по обеспечению постоянной готовности убежища ЗС ГО к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций, что нарушает п. 3.2.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметических и герметических дверей и ставней, что нарушает п.3.2.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО не проводится, что противоречит п.3.2.11 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрашены не в соответствии с Приказом МЧС, что нарушает п.п.3.2.10, 3.2.11 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; помещения дизельной электростанции не укомплектованы ящиками с
песком, покрывалами из асбестового материала, ручными пенными или
углекислотными огнетушителями, что нарушает п.3.5.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; не обеспечена герметичность ЗС ГО, что нарушает п.3.2.2, п.4.3.10, п. 4.3.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; не проводятся в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров-поглотителей ЗС ГО, что нарушает п.4.4.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; ЗС ГО не обеспечено мебелью, оборудованием, нарами в соответствии с нормативными требованиями, что нарушает п. 6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Кроме того, в ноябре 2016 года Отделом государственного надзора в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области проведена плановая выездная проверка в АО «КХЗ» по факту соблюдения требований законодательства в области гражданской обороны, по результатам которой предприятию было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № по устранению нарушений в области гражданской обороны, со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный предписанием срок нарушения в области гражданской обороны АО «КХЗ» не устранены. Кроме того, прокуратурой в адрес и.о. генерального директора АО «КХЗ» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений в области гражданской обороны, по результатам рассмотрения которого 5 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, составлен план мероприятий по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны. Вместе с тем, выявленные нарушения правил в области гражданской обороны являются длящимися и в настоящее время не устранены.
Статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; издавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 3.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Статьей 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в качестве обременения приватизируемого имущества предусмотрена обязанность содержать объекты гражданской обороны, не включенные в состав приватизируемого имущественного комплекса предприятия.
В соответствии с п. 1.1 Устава АО «КХЗ» является правопреемником федерального государственного унитарного предприятия «Краснозаводский химический завод».
Выполнение законодательно установленных обязанностей по содержанию объектов гражданской обороны не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления лица - правопреемника приватизированного предприятии на совершение действий по оформлению договора о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны, обязательного в силу приведенных правовых норм.
Представитель ответчика АО «Краснозаводский химический завод», по доверенности Шабас Н.Н. в судебном заседании не оспаривала наличие нарушений, указанных в акте Первой прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что выявленные нарушения буду устранены в срок, указанный в исковом заявлении.
Поскольку в судебном заседании установлены нарушения АО «Краснозаводский химический завод» в области гражданской обороны, что подтверждается актом Первой прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, исковые требования Прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области является законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167,194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к АО «Краснозаводский химический завод» о понуждении к исполнению требований в области гражданкой обороны - удовлетворить.
Обязать АО «Краснозаводский химический завод» заключить с Территориальным управлением Росимущества в Московской области договор о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории предприятия по адресу: <адрес>, площадью 886,5 кв.м., вместимостью 1200 человек.
Обязать АО «Краснозаводский химический завод» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени:
- обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней в соответствии с п. 3.2.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- произвести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с п. 5.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в соответствии с п. 3.2.10 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- укомплектовать помещения дизельной электростанции ящиками с песком,
покрывалами из асбестового материала, ручными пенными или
углекислотными огнетушителями в соответствии с п.3.5.2 Приказа МЧС
России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- восстановить герметичность всего убежища (в том числе входов, аварийных
выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней) в
соответствии с п.4.3 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об
утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных
сооружений гражданской обороны»;
- провести осмотр и проверку качественного состояния фильтров-поглотителей в порядке, предусмотренном п.4.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- обеспечить ЗС ГО мелью, оборудованием, нарами в соответствии с п.6.1.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Судья О.А. Уварова
Решение в окончательной форме принято 26 августа 2018 года
Судья О.А. Уварова