Дело №№/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(составлено в окончательной форме 28.01.2011г.)
гор. Выборг 26 января 2011 г.
Выборгский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего -Шеланова О.А., при секретаре Рогалёвой О.М., с участием заявителя - Семёновой Е.Н., рассмотрев гражданское дело по заявлению <данные изъяты> Семёновой Елены Николаевны, оспаривающей решение начальника <данные изъяты> КЭЧ района, связанное с отказом включения её в базу данных компьютерного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Семёнова обратилась в суд с заявлением, в котором просила:
- признать действия начальника <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части района, отказавшему во включении её в базу данных компьютерного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным;
- обязать начальника <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части района включить ее в базу данных компьютерного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и передать эти данные в жилищный отдел КЭУ округа.
В суде Семёнова показала, что проходит военную службу в войсковой части №. Ей предстоит увольнение с военной службы ввиду достижения предельного возраста пребывания на военной службе, которого она достигла10 октября 2010 года. В настоящее время заявитель с членами своей семьи проживает в квартире, находящейся в военном городке и другого жилья не имеет. При увольнении она хотела бы получить жилье по избранному месту жительства. В сентябре 2010 года она признана жилищной комиссией части нуждающейся в получении жилья в избранном месте жительства. 6 октября 2010 года она подала заявление в <данные изъяты> КЭЧ о включении её в очередь, нуждающихся в получении жилья при увольнении со службы. Начальник <данные изъяты> КЭЧ отказал в удовлетворении обращения о зачислении ее в базу данных со списками военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку она обеспечена жилым помещением.
Надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания ответчик в суд не прибыл. Возражения по предъявленным требованиям начальник КЭЧ не представил.
Исследовав доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
Согласно справке войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №№ выслуга Семёновой составляла - 16 лет 7 месяцев.
Согласно справке <данные изъяты> КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ, Семёнова зарегистрирована по постоянному месту жительства в двухкомнатной квартире, 29,2 кв.м, по адресу: п. Кирилловское, ул. Красная, д. 2, кв. 13. Вместе с Семёновой проживают её супруг и две дочери.
Как видно из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №№, Семёнова,признана нуждающейся в предоставлении жилой площади для постоянного проживания в избранном месте жительства, в <адрес>, в связи с предстоящим увольнением по достижению предельного возраста.
Увольнение с военной службы заявителя по достижении предельного возраста, как это следует из утвержденного списка, планировалось ещё в 2010 году.
Заявитель 6 октября 2010 года обратилась с заявлением на имя начальника <данные изъяты> КЭЧ о постановке на учет нуждающихся военнослужащих в получении жилья в избранном месте жительства в связи с предстоящим увольнением со службы.
Из ответа начальника <данные изъяты> КЭЧ района на заявление Семёновой № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявителю было отказано во включении её в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в обязанности начальника КЭЧ не входит постановка на компьютерный учёт военнослужащих на оснований их заявлений, а кроме того, она обеспечена постоянным жилым помещением, а не служебным.
Оценив данные обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, определённым федеральным законом категориям граждан жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, лишь в случае, если иной порядок не установлен соответствующим федеральным законом.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в государственных органах, где законом предусмотрена военная служба, согласно действующему федеральному законодательству, относятся к категориям граждан, реализация конституционного права которых на бесплатное получение жилища урегулирована специальным законом, а именно Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
На основании ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по нормам и в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья.
Вопреки ответу начальника КЭЧ Семёновой, законодатель не ставит в зависимость обеспечение жильём военнослужащих по избранному месту жительства от наличия либо отсутствия жилья по месту службы.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 года.
В соответствии с п. 26 приказа Министра Обороны РФ от 15 февраля 2000 г. №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», действовавшего во время совершения оспариваемых действий, учёт военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением их в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В соответствии с подпунктом "г" п. 7 Правил одним из оснований признания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Из изложенного следует, что на жилищные комиссии возлагалась обязанность по принятию на учёт военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а на довольствующие КЭЧ районов - одновременное внесение этих данных в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Следовательно, военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), также обязательно должны быть включены в автоматизированную систему учёта, которая ведется довольствующими КЭЧ районов. Под довольствующей КЭЧ района для военнослужащих понимается та квартирно-эксплуатационная часть, к которой приписана их воинская часть.
Это полностью согласовалось и с п. 24 действовавшего приказа Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года №75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» (с изменениями от 26 июня 2000 г.), в котором указано, что КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района, а на начальнике КЭЧ лежит обязанность по ведению учета нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих этих частей.
При этом необходимо отметить, что указанные нормативные акты, не содержали указаний о распространении их действия в зависимости от избрания военнослужащими места жительства после увольнения с военной службы, как и не ставили это в качестве условия для включения или не включения военнослужащих в автоматизированную систему учёта.
Поскольку отказ начальника <данные изъяты> КЭЧ заявителю во включении в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, препятствовал реализации её права на обеспечение жильем, суд считает эти действия незаконными.
Однако в настоящее время порядок предоставления военнослужащим жилых помещений определён Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ №1280 от 30.09.2010 г.
А вышеприведённый приказ Министра обороны РФ №80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», по приказу того же должностного лица №1297 от 30.09.2010 г. признан утратившим силу.
Приказ МО РФ №1280 от 30.09.2010 г. вступил в законную силу 9 ноября 2010 года. Для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, согласно Инструкции, им необходимо подать заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому следует приложить необходимые документы.
В соответствии с названным приказом квартирно-эксплуатационные органы Вооружённых Сил полностью исключены из сферы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и поэтому у должностного лица, чьи действия оспариваются, отсутствуют полномочия для совершения действий, которые, по мнению заявителя, необходимы для восстановления её прав.
На этом основании суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░.░. ░░░░░░░