Дело № 3-149/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2015 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление С. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
С. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 5 июня 2012 г.
В обоснование заявления указал, что является собственником этого имущества. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 5 июня 2012 г. составляет <данные изъяты> руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как плательщика земельного налога, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратился в суд с рассматриваемым требованием.
С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя Р. на удовлетворении заявления настаивала по изложенным основаниям.
Заинтересованные лица ФГБУ «<данные изъяты>», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты>, правительство <данные изъяты>, администрация муниципального образования «<данные изъяты>», администрация муниципального образования «П.», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Заслушав представителя заявителя Р., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования «П.» земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования «П.» от 23.12.2010 № (с последующими изменениями).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Как следует из представленных материалов, С. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности С. на данное имущество зарегистрировано 21 ноября 2005 г.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 5 декабря 2007 г. Сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в государственный кадастр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 595-пп.
Согласно отчету №, составленному ООО «<данные изъяты>» 23 апреля 2014 г., по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный заявителем отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом общероссийской общественной организации «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а также обоснованность выводов оценщика о величине рыночной стоимости объекта оценки, определенной в отчете, подтверждено экспертным заключением №, составленным экспертом общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» Ро. 16 августа 2015 г.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса также не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного заключения недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права С. как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Исходя из того, что заявленное С. требование сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченными к участию в деле заинтересованными лицами ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, руководствуясь разъяснениями, данными в третьем абзаце пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд полагает возможным отнести понесенные в связи с рассмотрением данного дела судебные расходы на заявителя.
Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление С. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в размере его рыночной стоимости, равном <данные изъяты> рублей по состоянию на 5 июня 2012 г.
Датой подачи С. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 23 июня 2015 г.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 августа 2015 г.
Судья Н.В. Лобанова