Решение по делу № 2-4/2013 от 15.01.2013

Решение по гражданскому делу

Дело № 2-4/2013 г.

   Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Мировой судья Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Лодыгиной Л.Е., с участием представителя истца Павловой И.М., Павловой А.В. действующей на основании доверенности, представителя ответчика Борисовой Н.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Айкино 15 января 2013 года дело по иску Павловой ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» о возмещении расходов на зубопротезирование в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, и компенсации морального вреда в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Павлова И.М. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» о возмещении расходов на зубопротезирование в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, и компенсации морального вреда в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей.

В судебном заседании Павлова И.М. не присутствовала. Согласно, представленного заявления, просила исковые требования рассмотреть без её участия.

Представитель истца Павловой И.М., Павлова А.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

В обосновании иска указала, что Павловой И.М. было отказано в компенсации понесенных расходов, в виду того, что зубопротезирование было произведено по Договору заключенному с индивидуальным предпринимателем ФИО2 в зубопротезном кабинете на базе муниципального бюджетного учреждения «Усть-Вымская ЦРБ» по месту жительства истца, а не в государственном учреждении здравоохранения Республики Коми или муниципальном учреждении здравоохранения, с которыми заключен соответствующий договор.

На период обращения за оказанием услуги и до предъявления иска в суд в Усть-Вымском районе Республики Коми не имеется муниципальных учреждений здравоохранения, в которых было бы возможным предоставление услуги по зубопротезированию в виду отсутствия специального оборудования и обученных специалистов, а выезд за пределы Усть-Вымского района для установки зубных протезов, связано со значительной тратой денег на саму поездку по стоимости проездных билетов.

Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» Борисова Н.А., действующая на основании доверенности, в суде иск не признала, представив в суд письменные возражения.

В обосновании указала, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 г. за № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» право на бесплатное предоставление социальной услуги в виде изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) имеют граждане, получающие ежемесячную денежную выплату из средств республиканского бюджета. Истец Павлова И.М. является ветераном труда, от социальной услуги  в виде изготовления зубных протезов не отказывалась.

Данный вид услуги предоставляется один раз в два года, за которые Павлова И.М. за получением справки о праве на получение социальной услуги не обращалась. Указанная справка, действительная в течение календарного года.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 г. за № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» за изготовлением и ремонтом зубных протезов граждане обращаются в государственные учреждения здравоохранения Республики Коми или муниципальные учреждения здравоохранения, расположенные по месту жительства или месту пребывания гражданина, оказывающие услуги по изготовления и ремонту зубных протезов. В случае отсутствия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства или месту пребывания гражданина, граждане обращаются в государственные учреждения здравоохранения Республики Коми или муниципальные учреждения здравоохранения, с которыми центром по предоставлению государственных услуг заключен договор.

Между Агентством Республики Коми по социальному развитию, ГБУ РК «ЦЗНС Усть-Вымского района» и ГУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника» заключен трехсторонний договор на возмещение расходов для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Поскольку, договор на возмещение расходов связанных с изготовлением и ремонтом зубных протезов с ФИО2 не заключался, поэтому, считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется. Соответственно, в части взыскания морального вреда так же в иске надлежит отказать.

Определением суда от <ДАТА3> в качестве соответчика по данному гражданском делу привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Представитель соответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебном заседании не участвовал.

В суд, представив свои возражения на предъявленный иск, которыми иск не признал в полном объеме, и фактически изложил позицию представителя ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района».

Заслушав представителя истца Павловой И.М., Павлову А.В., представителя ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» Борисову Н.А., проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправлении.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - статья 22 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии с пунктом 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан (приложение N 8), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 280 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 года N 566) "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми";, за изготовлением и ремонтом зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики, бюгельных протезов, протезирования на имплантатах) (далее - изготовление и ремонт зубных протезов) граждане, имеющие право на указанные меры социальной поддержки, обращаются в государственные учреждения здравоохранения Республики Коми или муниципальные учреждения здравоохранения, расположенные по месту жительства или месту пребывания гражданина, оказывающие услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов (далее - лечебно-профилактические учреждения). В случае отсутствия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства или месту пребывания гражданина, он обращается в государственные учреждения здравоохранения Республики Коми или муниципальные учреждения здравоохранения, с которыми центром по предоставлению государственных услуг заключен соответствующий договор.

На основании Постановления Конституционного суда Республики Коми от 23 марта 2012 года, такое правовое регулирование не только не согласуется с конституционно значимыми целями и задачами социальной и экономической политики Республики Коми, но и противоречит действующему федеральному законодательству и общим началам законодательства Республики Коми о социальной поддержке населения.

В частности, гарантированная Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республики Коми"; социальная услуга по изготовлению и ремонту один раз в два года зубных протезов является ничем иным, как оказанием отдельным категориям граждан медицинской помощи при стоматологических заболеваниях.

Следовательно, на данные правоотношения в полной мере распространяются положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающие защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, верховенство настоящего Закона по отношению к законам, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы об охране здоровья, и устанавливающие приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество такой помощи, приближенность медицинской организации к месту жительства или пребывания пациента и возможность выбора им при определенных обстоятельствах медицинского учреждения независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности.

Права граждан на социальную защиту, охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности в силу статей 34, 39 и 41 Конституции Российской Федерации и статей 35, 40 и 42 Конституции Республики Коми являются одними из основополагающих для целей реализации социальной и экономической политики.

При таких обстоятельствах пункт 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан (приложение N 8), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми"; в той мере, в какой он исключает возможность предоставления и оказания социальной услуги в виде изготовления и ремонта зубных протезов в медицинских (лечебно-профилактических) учреждениях, не имеющих государственного или муниципального статуса, нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств, умаляет их право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, а, следовательно, и на достойную жизнь, препятствует свободному использованию гражданами своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и поэтому не может быть признан соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 17, 35, 40, 42.

Судом установлено, что Павлова И.М. является ветераном труда, зарегистрирована и проживает в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми. Из представленного Договорапо оказанию платных медицинских услуг, заключенного между Павловой И.М. и ИП ФИО2 на выполнение медицинских услуг по протезированию дефектов зубных рядов, дефектов коронок зубов и других ортопедических работ по медицинским показателям, следует, что даты начала и окончания работы определены с <ДАТА9> по <ДАТА10>

Павлова И.М. оплатила оказанные ей услуги по Договору в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, что подтверждается представленной истцом квитанцией к приходному кассовому ордеру от <ДАТА10>

Справкой выданной Управлением социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Усть-Вымскому району, подтверждено право Павловой И.М. на социальную услугу в виде изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), установленные ч. 3 ст. 20 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. № 55 -РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

В связи с изложенным, суд не может принять во внимание доводы соответчиков, поскольку, индивидуальный предприниматель ФИО2 является единственным, кто оказывает данные медицинские услуги по зубопротезированию по месту жительства истца Павловой И.М. на базе муниципального бюджетного учреждения «Усть-Вымская ЦРБ».

Павлова И.М. имеет право на возмещение расходов по зубопротезированию, произведенных за свой счет, на территории Усть-Вымского района Республики Коми. Учитывая, чтообращение граждан льготной категории в ГУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника» не является их обязанностью, при отсутствии возможности предоставить данную льготу.

В связи с чем, Павлова И.М., при невозможности предоставлении услуги МБУ «Усть-Вымской ЦРБ», имела право обратиться и осуществить зубопротезирование за свой счет в любом лечебном учреждении на территории Республики Коми, в том числе и на территории Усть-Вымского района Республики Коми, и в медицинском учреждении независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, с возмещением расходов в последующем.

Поэтому, суд считает, что в данной части исковые требования Павловой И.М. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Закона Республики Коми от 07.12.2011 "О республиканском бюджете Республики Коми на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" утверждена ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2012 год с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов РФ, где, главным распорядителем бюджетных средств Республики Коми является Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Исходя из указанного, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, должно выступать Агентство Республики Коми по социальному развитию, являющееся главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности.

В части взыскания морального вреда в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, Павловой И.М. надлежит отказать.

Поскольку, ст. 151 ГК РФ «Компенсация морального вреда» предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Таких оснований истцом Павловой И.М. суду не представлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с Агентства Республики Коми по социальному развитию надлежит взыскать госпошлину в размере пропорционально удовлетворенной части иска, в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей за рассмотрение иска в суде, в доход  бюджета Муниципального образования Муниципального района «Усть-Вымский»<АДРЕС>

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, мировой судья

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Агентства Республики Коми по социальному развитию в пользу Павловой ФИО1 расходы на зубопротезирование в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, в остальной части исковых требований Павловой ФИО1, отказать.

Взыскать с Агентства Республики Коми по социальному развитию в доход  бюджета Муниципального образования Муниципального района «Усть-Вымский» госпошлину в размере пропорционально удовлетворенной части иска, в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей за рассмотрение иска в суде.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Усть-Вымский районный суд Республики Коми через мирового судью Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мировой судья-                                                                     А.Ю. Лисиенко

Мотивированное решение изготовлено 20 января 2013 года.

Копия верна: мировой судья-                                                  А.Ю. Лисиенко

2-4/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Жешартский судебный участок Усть-Вымского района
Судья
Лисиенко Андрей Юрьевич
Дело на странице суда
zheshartsky.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее