Решение по делу № 2а-3252/2018 ~ М-3244/2018 от 25.10.2018

№ 2а-3253/2018

64RS0047-01-2018-004018-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2018 года                      город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Ершова А.А.,

при секретаре Апокине Д.В.,

с участием представителя заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова Абрамова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В качестве оснований своих требований административный истец указал, что Саратовская региональная общественная организация «Саратовская Федерация пляжного футбола» зарегистрирована Межрайонной ИФНС России по Саратовской области <дата> на основании решения Главного управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области от <дата>, учетный . Согласно материалам дела, юридический адрес Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола»: <адрес>, руководитель – ФИО

Организационно-правовая форма Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» - общественная организация.

В ходе проведенной ревизии учётного дела Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» установлено нарушение абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», так как ежегодные сведения о продолжении деятельности и отчёт об объёме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН 0003, за 2016, 2017 годы не были предоставлены. В связи с выявленными нарушениями в адрес административного ответчика вынесены письменные предупреждения от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> о недопустимости нарушения и с указанием сроков устранения выявленных нарушений. Однако все выявленные нарушения до настоящего момента не устранены.

В связи с изложенным, административный истец просит суд принять решение о признании Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Административный ответчик и заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России по Саратовской области явку своих представителей в судебное заседание также не обеспечили, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, письменных возражений относительно заявленных требований не предоставили.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в судебном заседании полагал заявленные требования в части исключения сведений из ЕГРЮЛ в отношении административного ответчика не подлежащими удовлетворению. По состоянию на <дата> за Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» числится задолженности по налогам в сумме 2.050 руб.

Суд в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее – Закон) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

В качестве одной из организационно-правовой формы общественного объединения является общественная организация (ст. 7 Закона). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (ст. 8 Закона).

При рассмотрении дела судом установлено, что <дата> в Едином государственном реестре юридических лиц была зарегистрирована в качестве юридического лица Саратовская региональная общественная организация «Саратовская Федерация пляжного футбола» на основании решения Главного управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области от <дата>, что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 7).

Согласно имеющегося устава на имя Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» установлено, что данное юридическое лицо является добровольным объединением граждан, созданным в организационно-правовой форме – общественная организация (п. 1.1 устава), является некоммерческой организацией (п. 1.2 устава).

Оценивая в совокупности имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Саратовская региональная общественная организация «Саратовская Федерация пляжного футбола» является некоммерческой организацией – общественным объединением, созданным в форме общественной организации, а также является самостоятельным юридическим лицом, на права и обязанности которого полностью распространяются положения законодательства РФ в сфере регулирования деятельности общественных объединений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3.1 Определения от 28 июня 2012 года № 1246-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации "Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства" и гражданки Насоновой Натальи Андреевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Как указал административный истец в своем иске, в ходе проведенной ревизии учётного дела Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» установлено нарушение абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», так как ежегодные сведения о продолжении деятельности и отчёт об объёме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН 0003, за 2016, 2017 годы не были предоставлены.

В связи с выявленными нарушениями в адрес административного ответчика вынесены письменные предупреждения от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> о недопустимости нарушения и с указанием сроков устранения выявленных нарушений (л.д. 19-23).

В соответствии с абз. 8 ст. 29 Закона общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Конституционный Суд РФ в приведенном Определении также указал, что непредставление в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

В силу части 5 ст. 29 Закона непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Приказом Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 года № 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" утверждена форма отчета № ОН0003 об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

При этом, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" указанная информация должна предоставляться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, (коим является Министерство юстиции РФ и его территориальные органы), ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Как указал административный истец в своём иске, Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» не исполняются обязанности, предусмотренные абз. 4 ч. 1 ст. 29 и абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона, в частности за 2016 и 2017 годы ею не представлены в федеральный орган государственной регистрации сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании. В адрес административного ответчика неоднократно выносились соответствующие предупреждения, в которых общественной организации предлагалось устранить выявленные нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Со стороны административного ответчика доказательств, оспаривающих установленные обстоятельства, в суд не предоставлено. На момент рассмотрения дела доказательств надлежащего исполнения им обязанности по представлению в регистрационный орган сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, за 2016 и 2017 годы не предоставлено.

Суд также учитывает, что положения ст. 29 Закона предусматривают, что непредставление общественным объединением соответствующей информации в установленный срок не является основанием для его ликвидации, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с иском о признании его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. При этом при разрешении такого требования подлежат установлению обстоятельства, свидетельствующие о прекращении деятельности общественного объединения.

Соответствующих доказательств тому, что в 2016 и 2017 годах административный ответчик осуществлял свою деятельность, материалы дела не содержат.

Совокупность представленных доказательств не позволяет суду сделать вывод о фактическом осуществлении административным ответчиком своей деятельности в рамках целей, предусмотренных Уставом организации.

При этом. суд не принимает во внимание ссылку представителя налогового органа об отсутствии оснований для исключения сведений о Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием у него задолженности по налогам и сборам.

Согласно представленной справки в отношении Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола»по состоянию на <дата> у юридического лица имеется задолженность в сумме 2.050 руб. в виде денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных налоговым законодательством.

Суд учитывает, что наличие задолженности недействующего юридического лица по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, не является препятствием для его исключения из ЕГРЮЛ. Названный порядок ликвидации юридического лица не нарушает и не может нарушить, в данном случае, прав и законных интересов налогового органа, поскольку осуществление ликвидации Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» в судебном порядке не повлечет погашения задолженности перед бюджетом.

Материалы дела также не содержат и доказательств, что налоговый орган с момента привлечения Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» предпринимал меры для принудительного взыскания имеющейся задолженности.

По состоянию расчетов на момент вынесения настоящего решения у Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» имеется незначительная задолженность по налогам и недоимкам.

По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 2006 года № 67 "О некоторых вопросах практики применений положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", разъяснил, что заявление о признании банкротом отсутствующего должника может быть подано налоговым органом лишь при наличии у него доказательств обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам в бюджет.

Таким образом, статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, а потому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании Саратовской региональной общественной организации «Саратовская Федерация пляжного футбола» прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░ 1026403355406).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.

2а-3252/2018 ~ М-3244/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство Юстиции РФ по Саратовской области
Ответчики
Саратовская региональная общественная организация "Саратовская Федерация пляжного футбола"
Другие
МИФНС №19 по Саратовской области
ИФНС по Октябрьскому району г.Саратов
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Ершов Александр Александрович
25.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2018[Адм.] Судебное заседание
19.11.2018[Адм.] Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее