Дело №2-8380/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Гумаровой Ю.Г.,
с участием прокурора Тарачева А.В.,
представителя избирательной комиссии Воронина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
18 августа 2015 года гражданское дело по заявлению Торлопова В.Г. к Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара об отмене постановления,
установил:
Торлопов В.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара ... от ** ** ** г. об отказе Торлопову В.Г. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва; признать акт и ведомость проверки подписных листов от ** ** ** г. недействительными и незаконными; обязать ТИК г.Сыктывкара зарегистрировать Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» на основании подписей, сданных в ТИК г.Сыктывкара ** ** **
В обоснование требований заявитель указал, что считает отказ противоречащим закону, поскольку, по его мнению, была нарушена процедура проверки подписей избирателей, проведенной в отсутствие необходимых документов и подтверждения полномочий рабочей группы.
Торлопов В.Г. в судебное заседание не явился, просил об отложении судебного заседания в связи с его участием в записи программы предвыборных дебатов. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, учитывая при этом установленные ГПК РФ сроки рассмотрения заявления и полагая причины неявки в суд неуважительными.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара с заявлением был не согласен.
Заслушав участника процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, обозрев подлинные подписные листы, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что ** ** ** г. Торлопов В.Г. подал в ТИК г.Сыктывкара заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» по одномандатному избирательному округу №1.
Согласно пунктам 1, 1.1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. №67-ФЗ /далее – «Федеральный закон»/ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей. Установленное законом субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону.
Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно /п.11 ст.37 Федерального закона/.
Статьей 38 Федерального закона предусмотрена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях.
Проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными регламентирована статьей 37 Закона Республики «О выборах и референдумах в Республике Коми» от 27.09.2010 г. №88-РЗ /далее – «Закон Республики Коми». В частности, в соответствии с приведенной нормой проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (далее - проверка) осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума. Для осуществления проверки соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми, депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, при выдвижении инициативы проведения референдума Республики Коми, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Республики Коми может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. В случае если количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума не превышает 300, соответствующая комиссия проводит проверку всех представленных подписей избирателей, участников референдума. Проверке подлежат подписи избирателей, участников референдума и соответствующие им сведения об избирателях, участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно п.13 названной статьи, если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, участников референдума, выявленных при проверке, составит более 10 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частями 4 и 6 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, кроме случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 24 и подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона.
По избирательному округу №... согласно данным избирательной комиссии количество избирателей составляет ..., соответственно необходимый минимум подписей избирателей в поддержку кандидата (...%) – ...
** ** ** г. Торлопов В.Г. представил в ТИК г.Сыктывкара подписи избирателей, собранные в поддержку самовыдвижения, в количестве ..., а также протокол об итогах сбора подписей.
В данном случае в соответствии с требованиями приведенных норм были проверены все подписи избирателей. При этом в общей сложности 18 из них были признаны недействительными в силу неверного указания фамилий, мест жительства и паспортных данных избирателей.
Таким образом, оставшихся ... подписей избирателей, признанных достоверными и действительными, было не достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с пп.«д» п.11 п.24 ст.38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для его регистрации, что имело место в рассматриваемом случае.
** ** ** г. ТИК, основываясь на приведенных нормах и установленном факте непредставления достаточного количества достоверных подписей избирателей, вынесла постановление об отказе Торлопову В.Г. в регистрации в качестве кандидата в депутаты соответствующего уровня.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Оценив представленные по делу доказательства с учетом перечисленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что в данном случае оспариваемые решения Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара являются правомерными.
Утверждение заявителя о нарушении процедуры проверки подписей доказательно не подтверждено, а напротив опровергнуто ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела.
Также не обоснован и довод Торлопова В.Г. об отсутствии у рабочей группы требуемых полномочий, поскольку она создана на основании постановления Окружной избирательной комиссии от ** ** ** г. №..., принятого в соответствии с Законом Республики Коми; при этом проверка подписей проводилась по представленным заявителем оригиналам подписных листов в установленном порядке, ее результаты оформлены надлежащими ведомостью и протоколом.
На основании изложенного, заявление Торлопова В.Г. не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Торлопову В.Г. в удовлетворении заявления об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара ... от ** ** ** г. об отказе Торлопову В.Г. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва; признании акта и ведомости проверки подписных листов от ** ** ** г. недействительными и незаконными; обязательстве ТИК г.Сыктывкара зарегистрировать Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» на основании подписей, сданных в ТИК г.Сыктывкара ** ** **
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий И.И.Олейник