Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бичура 19 июля 2012 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия, в составе председательствующего - судьи Шибановой Т.А., с участием заявителя Ткачевой Е.К., представителя ГКУ «<данные изъяты>» Семенниковой Г.С., при секретаре Оленниковой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ткачевой Е.К. об оспаривании решения Государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» об отказе в выдаче предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Ткачева Е.К. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя его следующим: 23.11.2009г. она была уволена индивидуальным предпринимателем ФИО5 по сокращению штатов, с 08.02.2010г по 13.07.2010г. состояла на учете в Центре занятости населения в качестве безработной, со второго мая 2012г. вновь была зарегистрирована как безработная. Трудовой стаж ее составляет 32 года 4 месяца 13 дней. 14 мая 2012 года она обратилась в ГКУ «<данные изъяты>» с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в 53 года. Письмом от 04.06.2012г. в досрочном назначении пенсии ей было отказано, со ссылкой на ее отказ от предложенных ей вариантов работы. Просит признать действия ГКУ «<данные изъяты>» незаконными, обязать учреждение направить ее заявление для досрочного оформления трудовой пенсии по старости.
Заявитель Ткачева Е.К. в судебном заседании поддержала свое заявление по изложенным в нем основаниям, подчеркнула, что отказ органа службы занятости нарушает ее право на досрочную пенсию.
Представитель ГКУ «<данные изъяты>» Семенникова И.С. суду пояснила: Ткачева Е.К. 2 мая 2012г обратилась с заявлением в ГКУ «<данные изъяты>», при регистрации ее информировали о предлагаемых услугах, разъяснили права и обязанности. 10 мая 2012г. ей предложили работу, она отказалась, сославшись на состояние здоровья. Однако медицинское заключение – справка ВКК была ею представлена лишь 12 мая 2012г. Именно на основании этой справки информация об ограничениях трудоспособности может быть занесена в программный комплекс, в котором их служба работает. 14 июня 2012г. Ткачева Е.К. обратилась с заявлением о направлении ее на оформление досрочной пенсии, в чем ей было отказано, поскольку ввиду отказа Ткачевой от предложенной работы не исчерпаны все возможности для ее трудоустройства. В настоящее время в банке данных ГКУ «ЦЗН» имеется 280 вакансий, новые предложения появляются ежедневно.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органов государственной власти, если установит наличие одновременно двух условий: оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что о незаконности оспариваемых решений свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию и защиту от безработицы, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.
Частью 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011, с изменениями от 23.04.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, (не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Из материалов дела явствует: Ткачева Е.К. 30 мая 1959 г.р., проживающая в <адрес>, <адрес> 23.11.2009г. уволенная по п. 2 ст. 81 ТК РФ, со 2 мая 2012г. зарегистрирована в ГКУ «<данные изъяты>» как гражданин, ищущий работу. В карточке персонального учета от 2.05.2012г. сведений об ограничении трудоспособности по медицинским показаниям не имеется. В заявлении-анкете о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы от 2 мая 2012г. Ткачева Е.К. указала как пожелание к искомой работе – любая подходящая работа, в памятке в графе «Ограничений в подборе работы по состоянию здоровья не имею» собственноручно поставила дату и подпись. Какследует из пояснений сотрудника службы занятости, Ткачевой была разъяснена необходимость представления справки ВКК для подтверждения ограничений трудоспособности, аналогичная информация размещена на информационном стенде в коридоре учреждения.
10 мая 2012 года, получив в службе занятости направление на работу, Ткачева Е.К. отказалась от предложенной ей вакансии социального работника, сделав собственноручную запись: «отказываюсь от предложенной работы по состоянию здоровья», при этом сослалась на выписной эпикриз от 05.10.2011г, где указана рекомендация ограничение физических нагрузок до 5 кг в течение 6 месяцев. В карточке персонального учета, составленной 12 мая 2012г., имеется указание на ограничение трудоспособности Ткачевой Е.К. – нуждается в труде с поднятием тяжести до 5 кг в течение 6 месяцев (до 10.11.2012г). Справка врачебной комиссии от 11 мая 2012г. представлена Ткачевой в службу занятости 12 мая 2012г. Обратившись 14 мая 2012г в ГКУ «<данные изъяты>» с заявлением о направлении ее для назначения трудовой пенсии по досрочно, Ткачева Е.К. получила 4.06.2012г письменный отказ, при этом центром занятости ей разъяснено, что санкционирование направления ее для досрочного оформления пенсии возможно лишь при отсутствии возможности трудоустройства, отказ безработного от предложенных вариантов подходящей работы лишает его возможности представления на досрочную пенсию.
Суд находит действия государственного органа ГКУ «<данные изъяты>», связанные с отказом в выдаче Ткачевой Е.К. предложения о досрочном назначении пенсии, выполненными в соответствии с требованиями Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и подзаконными актами. В соответствии с п. 2 ст. 32 указанного закона основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными гражданами определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.
Судом установлено, что Ткачева Е.К. приказом от 12 мая 2012г. признана безработной, выплачивается соответствующее пособие, для нее разработана программа расширения возможностей для трудоустройства, производится подбор вариантов трудоустройства. Суд полагает, что наличие подходящей вакансии на 10 мая 2012 года, отказ безработной от предложенной работы без представления соответствующих медицинских документов, незначительный срок нахождения Ткачевой Е.К. на учете в центре занятости населения (со 2 мая 2012г), свидетельствует о возможности ее трудоустройства. Центр занятости надлежащим образом принимает меры к подысканию соответствующей вакансии для безработной, с учетом представленных 12 мая 2012 г медицинских документов и иных пожеланий Ткачевой Е.К. Таким образом, указанные условия, предусмотренные вышеприведенным пунктом Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для оформления пенсии заявительнице не были соблюдены - у органов службы занятости имелась возможность для трудоустройства, Ткачевой Е.К. была предложена работа, от которой она отказалась без наличия на то оснований, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Ткачева Е.К. не представила суду доказательства, подтверждающие, что предложенная ей 10 мая 2012г. работа противопоказана по состоянию здоровья.
Довод Ткачевой Е.К. о том, что она предъявила в центре занятости выписной эпикриз с указанием на ограничение трудоспособности и в связи с этим отказалась от предложенной ей работы, не принимаются судом, поскольку действие ограничения в этой справке от 05.10.2011г – 6 месяцев – истекло 05.04.2012г, справка ВКК от 11 мая 2012 года с ограничением трудоспособности - нуждается в труде с поднятием тяжести до 5 кг, была ею представлена в службу занятости лишь 12 мая 2012г, т.е. не момент предложения ей вакансии социального работника медицинской справки, подтверждавшей ограничение трудоспособности, не было, о чем свидетельствует также и собственноручная запись, выполненная Ткачевой в заявлении-анкете. Таким образом, считать неподходящей (не соответствующей состоянию здоровья) предложенную ей работу нет оснований. Это позволяет сделать вывод о наличии у центра занятости возможности для трудоустройства заявительницы.
С учетом того, что до настоящего времени уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не разработаны Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, суд находит действия ГКУ «<данные изъяты>» правомерными, соответствующим требованиям Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», утвержденному приказом Минздравсоцразвития от 30 сентября 2010г № 847 н «Порядку регистрации безработных граждан».
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение ГКУ «<данные изъяты>» об отказе в направлении безработной Ткачевой Е.К. для назначения досрочной пенсии является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 246, 257,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ткачевой Е.К. о признании незаконным отказа Государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» об отказе в направлении досрочного оформления пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Бичурского районного суда РБ Т.А.Шибанова