Дело № 2-1214/2013 г. |
копия |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2013 года поселок Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи - Галикеева Р.М.,
при секретаре - Шатохиной А.Р.,
с участием
представителя прокуратуры - Заманова А.З.,
истца - Кокуренковой Л.Т.,
представителя истца - Хамитова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липатова В.Н., Кукуренковой Л.Т., Липатовой В.В. к Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги” в лице Куйбышевской железной дороги о компенсации морального вреда,
установил:
Истцы Липатов В.Н., Кокуренкова Л.Т., Липатова В.В. обратились в суд с требованием о компенсации морального вреда с ОАО «Российские железные дороги», свои доводы, мотивируя, тем, что ДД.ММ.ГГГГ на станции Чишмы, Куйбышевской железной дороги электричкой был смертельно травмирован Р, являющейся истцам братом и сыном.
По данному факту истцами было получено свидетельство о смерти П-АР № от ДД.ММ.ГГГГ. Причина смерти: сочетанная тупая травма тела. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела истцы не получали и не обжаловали.
Истцы считают, что поскольку Р, получил смертельную железнодорожную травму от источника повышенной опасности, транспортного средства ответчика, то ОАО «РЖД» обязано возместить вред, причиненный источником повышенной опасности
Истцы утверждают, что утрата близкого и дорогого человека всегда приносит большие физически, и глубокие нравственные страдания. Известие о гибели их любимого и родного человека принесла сильное горе и глубокую душевную боль. Они до сих пор испытывают нравственные страдания от того, что с ними нет любимого брата и сына. В соответствии с юридической неграмотностью и не осведомлённостью они не предполагали, что имеют право на возмещение морального вреда.
Истцы желают хоть в какой-то степени компенсировать невосполнимую утрату родного человека. С учетом характера причиненных им физических и нравственных страданий оценивают компенсацию морального вреда, причиненного утратой близкого и любимого человека, по 250 тысяч рублей каждому, всего на сумму 750000 рублей.
Истцы просят установить факт травмирования Р, транспортным средством ОАО « Российские железные дороги».
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» компенсацию морального вреда по 250000 рублей в пользу Липатова В.Н., Кокуренковой Л.Т., Липатовой В.В., всего 750000 рублей.
Истец Кокуренкова Л.Т. на судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, пояснив суду, что Нурдинов Р.Т. ее родной брат.
В судебном заседании представитель истцов Хамитов Р.Р., принявший участие на основании доверенностей, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Истцы Липатов В.Н., Липатова В.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, причина неявки судом не установлена.
Ответчик ОАО “РЖД” на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, причина неявки судом не установлена.
На основании ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие истцов, ответчика, по имеющимся материалам дела.
Представитель прокуратуры Заманов А.З. не возражал против удовлетворения исковых требований, но предложил взыскать в пользу каждого истца моральный вред с учетом требований разумности и справедливости.
Выслушав объяснения истца, представителя истцов, выяснив мнение представителя прокуратуры, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Нурдинов Р.Т. был смертельно травмирован ДД.ММ.ГГГГ на станции Чишмы Куйбышевской железной дороги, от полученных травм скончался, о чем составлена запись акта о смерти № 6, (копия свидетельства о смерти серии II-АР № 318870, л.д. 11.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части первой статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Поскольку в силу п. 1 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Факт получения смертельной железнодорожной травмы от источника повышенной опасности Якуповой З.С. и получение телесных повреждений несовместимых с жизнью именно в результате наезда транспортного средства ответчика, объективно подтверждается материалами дела.
Согласно п. 2 ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Судом установлено, что погибший Нурдинов Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия свидетельства о рождении серии II-ВС № 450799, л.д. 12) брат истца Нурдиновой Л.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (копия свидетельства о рождении серии IV-АР № 384017, л.д. 14), в графе родители указаны: отец - Нурдинов Т.Г., мать Нурдинова Л.Х..
Из представленной истцами справки следует, что между Нурдиновой Л.Т. и Кокуренковым А.А. ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Кокуренкова, (л.д. 15).
Согласно свидетельству о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между Липатовым В.Н. и матерью погибшего Нурдиновой Л.Х., (л.д. 13), ДД.ММ.ГГГГ в семье Липатовых рождается дочь Липатова В.В., (копия свидетельства о рождении серии IV-ВС № 393248), которая является сводной сестрой Нурдинову Р.Т..
Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования является ОАО “Российские Железные Дороги”.
Право Р на жизнь было нарушено именно в результате транспортного происшествия при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Суд считает не подлежащими сомнению нравственные страдания, переживания, которые истцы перенесли в результате смерти близкого родственника. В связи, с чем исковые требования Липатова В.Н., Кокуренковой Л.Т., Липатовой В.В. о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Сумма, которая подлежит взысканию в качестве компенсации морального вреда с ОАО “РЖД” в пользу истцов должна составить по 100000 рублей каждому.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Липатова В.Н., Кокуренковой Л.Т., Липатовой В.В. к Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги” в лице филиала - Куйбышевской железной дороги о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества “Российские железные дороги” в пользу Липатова В.Н., Кокуренковой Л.Т., Липатовой В.В. компенсацию морального вреда в размере по 100000 рублей каждому.
В остальной части требования отказать.
Взыскать государственную пошлину в доход государства с Открытого акционерного общества “Российские железные дороги” в размере 200 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через Чишминский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись).
Копия верна.
Федеральный судья
Чишминского районного суда Республики Башкортостан Галикеев Р.М.
Секретарь суда по гражданским делам Минибаева Г.В.