дело № 2-257/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зинатуллиной И.Ф.,
при секретаре Рамазановой Э.Р.,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ХаликовойАклимыВалинуровны к Закрытому акционерному обществу «МетЛайф» о выплате страхового возмещения,
УС Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу «МетЛайф» о выплате страхового возмещения.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ, между мужем истца ФИО1 и ЗАО «ЮниКредит Банк» был заключен кредитный договор, по условиям которого банком был предоставлен кредит в размере <данные изъяты>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, процентная ставка 14,5 % годовых.
ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения возврата указанного кредита, между ХаликовымМаратом ФИО1 и ЗАО «Страховая компания АЛИКО», в настоящее время переименовано в ЗАО «Страховая компания МетЛайф» был заключен договор страхования жизни и трудоспособности №. Срок действия договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховая сумма <данные изъяты>. Страховая премия оплачена в полном объеме и своевременно. Согласно п.п. 2.17.1, п.6 кредитного договора заемщиком произведена оплата страховой премии в сумме <данные изъяты> за подключение к договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ путем перевода денежных средств со счета моего мужа на счет ответчика.
В период действия договора страхования ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Согласно справке о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной специализированным отделом ЗАГС г. Уфа Управления записи актов гражданского состояния РБ причина смерти - другие формы острой ишемической болезни сердца.
ХаликоваАклимаВалинуровна, является супругой и наследником по закону ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В марте 2014 года истец обратилась к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая и просьбой произвести выплату страхового возмещения по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу выгодоприобретателя ЗАО «ЮниКредит Банк» по кредитному договору, в результате наступления страхового случая - смерти ФИО1. На сегодняшний день поданное истцом заявление о выплате страхового возмещения в пользу выгодоприобретателя является нерассмотренным, отношение ЗАО «Страховая компания МетЛайф» к заключенному договору страхования жизни и трудоспособности является формальным, поскольку отказ в выплате страхового возмещения был сообщен истцу в устной форме.
ДД.ММ.ГГГГ истецобратилась к ответчику с претензией о признании смерти супруга страховым случаем и исполнении ответчиком обязательств по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, однако, никаких действий со стороны ответчика не последовало.
Согласно условиям договора страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ в случае смерти застрахованного лица, размер страховой выплаты составляет 100% страховой суммы, установленной договором страхования на дату наступления страхового случая.
На основании изложенного, истец ФИО3 просит суд:
Признать смерть ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, страховым случаем по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Закрытым акционерным обществом «Страховая компания МетЛайф».
Обязать Закрытое акционерное общество «Страховая компания МетЛайф» произвести выплату страхового возмещения в сумме <данные изъяты> по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу выгодоприобретателя Закрытого акционерного общества «ЮниКредит Банк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1ФИО1 и Закрытым акционерным обществом «ЮниКредит Банк».
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Страховая компания МетЛайф» в пользу ХаликовойАклимыВалинуровны расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЗАО СК «МетЛайф» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленных письменных возражениях на иск просили в удовлетворении требований отказать, на том основании, что наступление смерти ФИО1 не может быть признано страховым случаем, влекущим выплату страхового возмещения.
Представитель третьего лица ЗАО «ЮниКредитБанк» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц.
Выслушав истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определено, что страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (п.1 ст.2). Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления (п.3 ст.3).
В соответствии с п. 1 ст. 927 Гражданского кодекса РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса РФ, при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая), страховщик обязуется возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненные вследствие этого события убытки в пределах определенной договором страховой суммы.
В соответствии со ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления вего жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Согласно п. 2 ст. 943 ГК РФ условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В силу п. 1 ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
На основании п. 1 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
По правилу п. 3 ст. 944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Судом установлено, подтверждается материалами гражданского дела, чтоДД.ММ.ГГГГ, между мужем истца ФИО1 и ЗАО «ЮниКредит Банк» был заключен кредитный договор, по условиям которого банком был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> 10 копеек, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, процентная ставка 14,5 % годовых.
ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения возврата указанного кредита, между ФИО1 и ЗАО «Страховая компания АЛИКО», в настоящее время переименовано в ЗАО «Страховая компания МетЛайф», был заключен договор страхования жизни и трудоспособности №. Срок действия договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховая сумма <данные изъяты> 10 копеек. Страховая премия оплачена в полном объеме и своевременно. Согласно п.п. 2.17.1, п.6 кредитного договора заемщиком произведена оплата страховой премии в сумме <данные изъяты> 10 копеек за подключение к договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ путем перевода денежных средств со счета ФИО1 на счет ответчика.
В период действия договора страхования ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается Свидетельством о смерти III – АР № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справке о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной специализированным отделом ЗАГС г. Уфа Управления записи актов гражданского состояния РБ, причина смерти ФИО1- другие формы острой ишемической болезни сердца.
Как следует из Свидетельства о праве на наследство по закону 02АА № от ДД.ММ.ГГГГ наследницей имущества ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ является ХаликоваАклимаВалинуровна, в том числе в 2/3 долях ввиду отказа в её пользу дочерей наследодателя – ФИО5 и ФИО6 от доли наследства.
В марте 2014 года истец обратилась к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая и просьбой произвести выплату страхового возмещения по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу выгодоприобретателя ЗАО «ЮниКредитБанк» по кредитному договору, в результате наступления страхового случая - смерти ФИО1. На сегодняшний день поданное истцом заявление о выплате страхового возмещения в пользу выгодоприобретателя является не рассмотренным, отношение ЗАО «Страховая компания МетЛайф» к заключенному договору страхования жизни и трудоспособности является формальным, поскольку отказ в выплате страхового возмещения был сообщен истцу в устной форме.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с претензией о признании смерти супруга страховым случаем и исполнении ответчиком обязательств по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, однако, никаких действий со стороны ответчика не последовало.
Согласно условиям договора страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ в случае смерти застрахованного лица, размер страховой выплаты составляет 100% страховой суммы, установленной договором страхования на дату наступления страхового случая.
Спорные правоотношения вытекают из добровольного договора личного страхования от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного ФИО1 с ЗАО СК «МетЛайф».
Таким образом, обязанность по выплате возмещения возникает у Страховщика лишь при наступлении события, предусмотренного Договором от ДД.ММ.ГГГГ г.
Договор от ДД.ММ.ГГГГ заключен на условиях, изложенных в Страховом сертификате № от ДД.ММ.ГГГГ и в Полисных условиях страхования, утвержденных Приказом Пре6зидента ЗАО «Страховая компания АЛИКО ДД.ММ.ГГГГ года.
Из Страхового сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ, что наступление смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни является одним из страховых событий (рисков), застрахованных по договору личного страхования.
Согласно п. 2.1.1 Полисных условий смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни, произошедшая в период действия Договора страхования является страховым случаем.
В соответствии с п. 4.1, п.4.1.1 Полисных условий события, указанные в п.п.2.1.1. Полисных условий, не являются страховыми случаями, если они произошли в результате умственного и физического заболевания или отклонения (дефекта), которым болело, по поводу которого консультировалось или получало медицинскую помощь застрахованное лицо до вступления договора страхования в силу и которое привело к смерти или постоянной полной нетрудоспособности застрахованного лица.
Таким образом, Договором от ДД.ММ.ГГГГ не признаются страховыми случаями события (болезнь,смерть..),если они произошли, или вызваны заболеваниями, имевшими место у ФИО1 до заключения Договора, то есть до ДД.ММ.ГГГГ г.
Как было установлено судом, смерть ФИО1 наступила по причине диагностированного у него заболевания -острая ишемической болезнь сердца (посмертный диагноз «другие формы острой ишемической болезни сердца» - справка о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ УЗАГС г.Уфа).
Согласно Выписке МБУЗ Горбольница № 12 г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр. страдал заболеваниями сердечно-сосудистой системы и головного мозга: ишемический инсульт мозговой артерии (2008 г.); атеросклероз сосудов головного мозга, нарушение кровообращения сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь 3 ст. 3 ст. риск 4 (2010 г.); хроническая сердечная недостаточность 1 ст., ишемическая болезнь сердца (2012 г.).
Как следует из медицинской карты амбулаторного больного на приемах у терапевта ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен диагноз: ИБС, стенокардия, ХСН 1.
Таким образом, из исследованных судом медицинских документов следует, то ФИО1 страдал ИБС с мая 2012 г., то есть заболевание - ишемическая болезнь сердца, явившееся причиной смерти ФИО8, имело место до заключения Договора от ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, наступление смерти по причине заболевания, имевшего место до заключения Договора страхования, не может быть признано страховым случаем, в связи с чем требования ФИО3 суд признает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявленияХаликовойАклимыВалинуровны к Закрытому акционерному обществу «МетЛайф» о признании смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, страховым случаем по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Закрытым акционерным обществом «Страховая компания МетЛайф», обязании Закрытое акционерное общество «Страховая компания МетЛайф» произвести выплату страхового возмещения в сумме <данные изъяты> по договору страхования жизни и трудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу выгодоприобретателя Закрытого акционерного общества «ЮниКредит Банк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 и Закрытым акционерным обществом «ЮниКредит Банк», взыскании с Закрытого акционерного общества «Страховая компания МетЛайф» в пользу ХаликовойАклимыВалинуровны расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд г.УфыРеспублики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.
Судья И.Ф. Зинатуллина