Дело № 2-274/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2015 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Головановой Ж.В.,
при секретаре Демьяновой Л.П.,
с участием процессуального истца – пом.прокурора Усть-Калманского района Боброва А.А.,
представителя ответчика ООО «Тепловодоснабжение» Жирных И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Калманского района в интересах Поляковой М.А. к ООО «Тепловодоснабжение» о взыскании задолженности по заработной плате в связи с ее начислением меньше минимального размера оплаты труда, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Усть-Калманского района обратился в суд в интересах Поляковой М.А. к ООО «Тепловодоснабжение» о взыскании задолженности по заработной плате в связи с ее начислением меньше минимального размера оплаты труда, мотивируя его тем, что прокуратурой района по обращению Поляковой М.А. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Тепловодоснабжение».
Полякова М.А. работает в ООО «Тепловодоснабжение» по трудовому договору в должности контролера на полный рабочий день.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 135 ТК РФ определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
25 февраля 2015 года подписано дополнительное соглашение к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы.
В соответствии с дополнительным соглашением, заключенным между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края, размер минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики края увеличен с 7005 рублей до 8116 рублей.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что ООО «Тепловодоснабжение» указанные требования законодательства не соблюдаются.
Так, за ... года Поляковой М.А., полностью отработавшей норму рабочего времени, начислена заработная плата в размере меньше МРОТ, установленного в Алтайском крае.
Общий размер не начисленной заработной платы Поляковой М.А. составил:
за ... года: 8116(МРОТ)-7467(начислено)=649 руб.
за ... года: 8116-7467=649 руб.
за ... года:8116-7467=649 руб.
Итого: 1947 руб.
Просят взыскать с ООО «Тепловодоснабжение» в пользу Поляковой М.А. сумму задолженности по заработной плате за ... года в размере 1947 рублей. Обязать ООО «Тепловодоснабжение» с ... года начислять заработную плату Поляковой М.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Алтайском крае при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда.
В судебное заседание истец Полякова М.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. Суд, с учетом мнения сторон и положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании процессуальный истец Бобров А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Жирных И.П. не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что перерасчет заработной платы истцу произведен, в июле выплачена задолженность по заработной плате в размере 1947 руб., что подтверждается расчетно-платежной ведомостью. В настоящее время истец находится в отпуске без сохранения заработной платы по ее заявлению.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в совокупности, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Полякова М.А. работает в ООО «Тепловодоснабжение» по трудовому договору в должности контролера на полный рабочий день по трудовому договору от ....
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
В настоящее время в Алтайском крае действует региональное соглашение, заключенное 14.02.2013 года между Администрацией края, Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов и краевым объединением работодателей от 14.02.2013 года (ред. от 25.02.2015г.) «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы».
Согласно п. 3.1.2 данного Соглашения минимальная заработная плата для работников внебюджетного сектора экономики установлена в размере 8116 рублей.
Как установлено судом указанное соглашение распространяется на правоотношения сторон.
Поскольку Поляковой М.А. в спорный период при отработанной норме рабочего времени была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного региональным соглашением, требования прокурора о перерасчёте заработной платы истцу и возложении обязанности на ответчика начислять заработную плату истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда с ... года являются обоснованными.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела недоначисленная заработная плата за ... года в размере 1947 рублей добровольно доначислена и выплачена ответчиком истцу, что подтверждается расчетно-платежной ведомостью, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
При подаче исковых заявлений в суд прокурор Усть-Калманского района Алтайского края в соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождён от уплаты государственной пошлины. На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ государственную пошлину в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 300 руб. (по требованиям неимущественного характера) следует взыскать с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора района в интересах Поляковой М.А. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ООО «Тепловодоснабжение» с ... года начислять заработную плату Поляковой М.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Алтайском крае при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда.
В удовлетворении исковых требований прокурора района в интересах Поляковой М.А. к ООО «Тепловодоснабжение о взыскании недоначисленной заработной платы за ... года в размере 1947 рублей отказать в связи с добровольным исполнением.
Взыскать с ООО «Тепловодоснабжение» в доход бюджета Усть-Калманского района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Усть-Калманский районный суд в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Ж.В. Голованова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>