РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2а-170/2018
09 ноября 2018 года город Томск
Томский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Кокаревича Д.А.,
при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г.,
с участием представителя административного истца Нечаенко В.И.,
представителя административных ответчиков - командира и войсковой части 0000 - майора юстиции Денисова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего, проходившего военную службу в войсковой части 0000, прапорщика Зимы Татьяны Дмитриевны об оспаривании бездействия командира войсковой части 0000, связанного с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Зима Т.Д. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие командира войсковой части 0000, связанное с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и возложить на командира воинской части обязанность по выплате ей указанных денежных средств.
В обоснование требований Зима в иске указала, что проходила военную службу по контракту с 2005 года. В день исключения из списков личного состава воинской части 18 июня 2018 года она установленным порядком обратилась с рапортом к командиру войсковой части 0000 о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, однако в трехмесячный срок денежные средства ей не были выплачены.
Зима, командир войсковой части 0000, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Представитель административного истца Нечаенко в судебном заседании заявленные требования поддержал, указал, что денежные средства Зиме до настоящего времени не выплачены.
Представитель административных ответчиков Денисов просил отказать в удовлетворении требований истца, поскольку командиром воинской части совершены все действия для истребования ассигнований на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения Зимы. Также Денисов указал, что командир воинской части не издавал приказ о выплате денежных средств Зиме, поскольку ему до настоящего времени не поступили соответствующие ассигнования.
Заслушав представителей административного истца и административных ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Принимая во внимание, что Зима обратилась в суд с иском 25 октября 2018 года, при этом оспаривает бездействие воинского должностного лица по рапорту от 18 июня 2018 года, подлежащему реализации в течение трехмесячного срока, суд приходит к выводу о соблюдении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, установленного статьей 219 КАС РФ.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 15 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон), являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника, до расчётного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет (без учёта дохода от инвестирования).
Для реализации положений Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила).
Из пунктов 3 и 11 Правил усматривается, что выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы. Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами.
Указанный порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации содержится в приказе Росгвардии от 14 марта 2017 года № 79 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно пункту 65 Порядка командиры воинских частей по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. О принятом решении получатель дополнительных денежных средств уведомляется в письменной форме. Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления). После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств.
На основании пункта 72 Порядка дополнительные денежные средства выплачиваются в срок, указанный в пункте 6 Правил выплаты, на основании приказа командира воинской части, в котором указываются дата и номер приказа об увольнении военнослужащего с военной службы (исключении из списков личного состава воинской части), получатель дополнительных денежных средств, а также размер дополнительных денежных средств.
На основании пункта 73 Порядка дополнительные денежные средства перечисляются в соответствии с требованиями пункта 12 Правил.
В силу пунктов 6 и 12 Правил, выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы путём перечисления заинтересованным федеральным органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счёт участника или члена его семьи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 25 января 2012 года №151-О-О, установленный нормативными положениями 3-месячный срок выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, с момента поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы, к которому прикладываются соответствующие документы, требуется, в частности, для выполнения необходимых административных процедур по перечислению денежных средств.
Анализ указанных положений законов позволяет суду прийти к выводу, что законодатель, установив право определённой категории военнослужащих получать денежные средства, дополняющие их накопления для жилищного обеспечения, определил срок, в течение которого указанная выплата должна быть произведена, и лицо, которое обязано принять соответствующее решение.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 0000 от 07 июня 2018 года № 19 л/с Зима уволена с военной службы в отставку по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 0000 от 15 июня 2018 года № 106 с/ч Зима с этой же даты исключена из списков личного состава указанной воинской части и со всех видов довольствия.
Как усматривается из копии рапорта от 18 июня 2018 года № 25 Зима обратилась к врио командиру войсковой части 0000 с просьбой выплатить ей денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.
В соответствии с решением командира войсковой части 0000 от 18 июня 2018 года Зиме подлежат выплате дополнительные денежные средства.
Документы для выплаты административному истцу денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, направлены вышестоящему командованию, что подтверждается сопроводительным письмом, подписанным врио командиром войсковой части 0000 от 19 июня 2018 года.
В судебном заседании представители административных истца и ответчиков пояснили, что до настоящего времени соответствующая выплата денежных средств Зиме не произведена.
Таким образом, военным судом установлено, что воинским должностным лицом в установленный срок Зиме, за которой признано право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, и своевременно обратившейся для ее выплаты к командиру воинской части, денежные средства не перечислены.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что бездействие командира войсковой части 0000, связанное с невыплатой административному истцу денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, является незаконным.
Довод представителя административных ответчиков Денисова о том, что воинским должностным лицом соответствующие документы для производства выплаты Зиме были направлены вышестоящему командованию и у командира отсутствует возможность произвести выплату, по мнению суда, является несостоятельным, основанным на неправильном толковании указанных выше норм права, так как именно на командира воинской части возложена обязанность произвести требуемую выплату истцу в установленный законом срок.
Не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца и тот факт, что денежные средства в воинскую часть не поступали, поскольку их отсутствие, напротив, свидетельствует о нарушении прав Зимы на своевременное получение денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в случае, если по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, то суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Для восстановления прав и законных интересов истца суд полагает необходимым возложить на командира войсковой части 0000 обязанность произвести соответствующую выплату Зиме, о чем в течение месяца сообщить административному истцу и в Томский гарнизонный военный суд.
В силу статьи 111 КАС РФ судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины, подлежат взысканию с войсковой части 0000 в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Требования административного истца Зимы Татьяны Дмитриевны удовлетворить.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части 0000, связанное с невыплатой Зиме Татьяне Дмитриевне денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Возложить на командира войсковой части 0000 обязанность выплатить Зиме Татьяне Дмитриевне денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, в установленном размере, о чём в течение месяца сообщить административному истцу и в Томский гарнизонный военный суд.
Взыскать с войсковой части 0000 в пользу Зимы Татьяны Дмитриевны 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд, через Томский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.А. Кокаревич