Дело № 2-7736/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 октября 2013 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,
при секретаре Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бобровской М. В. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на мэрию города Архангельска предоставить место в детском дошкольном учреждении для несовершеннолетнего ребенка,
установил:
Бобровская М.В. обратилась в суд с заявлением о возложении обязанности на мэрию города Архангельска предоставить ее несовершеннолетней дочери место в детском дошкольном учреждении.
В обоснование требований указала, что ее дочь Бобровская М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована на льготной очереди для дальнейшего определения в детский сад на основании ее личного заявления. До настоящего времени место в детском саду дочери заявителя не предоставлено. Непринятие необходимых мер по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении нарушает права заявителя и ее несовершеннолетнего ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании Бобровская М.В. на заявлении настаивала.
Представитель мэрии города Архангельска в судебное заседание не явился, с требованием не согласен, просил рассмотреть дело без своего участия.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, Бобровская М.В. является матерью Бобровской М. А., ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении.
Как следует из содержания справки департамента образования мэрии города Архангельска от 11 октября 2013 года, которая имеется в материалах дела, Бобровская М.А. зарегистрирована на льготной очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение территориального округа Варавино-Фактория г. Архангельска. По состоянию на 11 октября 2013 года место в детском саду не предоставлено.
В судебное заседание заинтересованным лицом также не представлено доказательств обеспечения ребенка заявителя местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Между тем, на момент рассмотрения дела дочь заявителя достигла возраста 2 года 9 месяцев.
Бобровской М.В. заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений - об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, которые подлежат рассмотрению в рамках главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25.11.1997.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
Надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу является мэрия города Архангельска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.08.2013 № 554 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее Порядок).
Согласно п. 2 Порядка в организации МО «Город Архангельск», реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Следовательно, при достижении ребенком указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем, заинтересованным лицом обязанность по обеспечению дочери заявителя, достигшей возраста полутора лет, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания бездействия мэрии города Архангельска незаконным, а, как следствие, о необходимости возложения на мэрию города Архангельска обязанности обеспечить предоставление Бобровской М.А. места в муниципальной дошкольной образовательной организации.
Вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему ребенку заявителя в конкретном дошкольном образовательном учреждении может быть разрешен в порядке исполнения данного решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
По общему правилу обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина наступает по вступлению решения суда в законную силу, что соответствует принципу обязательности судебных постановлений, закрепленному в ст. 13 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Бобровской М. В. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на мэрию города Архангельска предоставить место в детском дошкольном учреждении для несовершеннолетнего ребенка удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Архангельска в части непредоставления несовершеннолетней дочери Бобровской М. В. - Бобровской М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования Бобровской М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в муниципальную образовательную организацию муниципального образования «Город Архангельск», реализующую общеобразовательные программы дошкольного образования.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2013 года
Председательствующий Л.В. Ушакова