Дело № 2-336/17г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области:
в составе председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,
при секретаре Ганичевой Т.С.,
с участием представителя истца Набок Е.Г.,
представителя ответчика Никульшиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соломгереевой <данные изъяты> к Администрации города Тынды о признании отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным и об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Соломгереева Х.З. обратилась в суд с иском к Администрации города Тынды, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, в результате которого от воздействия высокой температуры строение дома было полностью уничтожено. Постановлением Администрации города Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ она признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Постановлением Администрации г. Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В связи с тем, что строение дома, в котором она проживала, уничтожено полностью в результате пожара, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию города Тында с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма для проживания, но получила отказ. В настоящее время она проживает по месту работы в магазине «Комета», место ее проживания не является жилым помещением и непригодно для проживания. Считает отказ Администрации города Тынды незаконным, поскольку в силу положений п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право на предоставление ей вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Просит суд признать незаконным решение Администрации города Тынды об отказе в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, обязать Администрацию города Тынды предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истец Соломгереева Х.З. уточнила исковые требования, просит обязать Администрацию города Тынды предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим требованиям, расположенное в черте города Тында Амурской области, площадью не менее <данные изъяты> квадратных метра.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КУМИ Администрации города Тынды.
В судебное заседания истец Соломгереева Х.З., представитель третьего лица - КУМИ Администрации города Тынды не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель истца Набок Е.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что <адрес>, расположенный по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ относился к Муниципальному имуществу. Ее доверительница проживала по указанному адресу, оплачивала коммунальные услуги до пожара. С согласия Администрации города Тынды истцу было предоставлено нежилое помещение по адресу: <адрес>, а также КУМИ города была выдана доверенность на осуществление всех действий по переводу данного нежилого помещения в жилое. Соломгереева Х.З. проживала в указанном помещении, производила ремонт, оплачивала жилищно-коммунальные услуги. Оформить перевод данного нежилого помещения в жилое и заключить договор социального найма не успела, поскольку выезжала за пределы города Тынды. Считает, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку лишилась жилого помещения в результате пожара. Администрация пыталась предоставить жилое помещение истцу, однако так и не выполнила свои обязательства, в связи с чем, истец была поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Считает, что имеются все основания для предоставления жилого помещения Соломгереевой Х.З.. Просит суд удовлетворить исковые требования и обязать Администрацию города Тынды предоставить жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим требованиям, расположенном в черте города Тынды Амурской области, площадью не менее <данные изъяты> кв. м., и признать отказ в предоставлении жилого помещения вне очереди, незаконным.
Представитель ответчика Администрации города Тынды Никульшина Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что стороной истца не представлено доказательств законности вселения в жилое помещение по <адрес>, кроме того пожар не является обстоятельством, для удовлетворения жилищных прав на данное жилое помещение и не свидетельствует о фактическом вселении Соломгереевой Х.З. Истец в настоящее время признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет, жилое помещение может быть предоставлено ей, только в порядке очередности. В настоящее время истец состоит в очереди в едином списке под номером <данные изъяты>. Жилье, которое было утрачено истцом в результате пожара, Администрацией города Тында не предоставлялось. В ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> действительно была собственностью КУМИ Администрации г. Тынды. Администрация города Тынды не предоставляла Соломгереевой Х.З. нежилое помещение по адресу: <адрес> документов, подтверждающих обратное, у ответчика не имеется. Считает, что требование об обязании предоставления жилого помещения вне очереди не подлежит удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства и дав им юридическую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Соломгереева Х.З. была зарегистрирована и проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом десяти квартирном доме по адресу: <адрес>, в <адрес> которого проживала Соломгереева Х.З. В результате пожара от воздействия высокой температуры строение дома уничтожено полностью (л.д. 17).
Судом установлено и не оспорено стороной ответчика, что жилой <адрес> находится в муниципальной собственности (л.д. 54).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Соломгереева Х.З. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г.Тынды с заявлением о предоставлении ей жилого помещения взамен утраченного в связи с пожаром (л.д. 20).
Соломгереева Х.З. была принята на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма (л.д. 7).
В соответствии с постановлением администрации г.Тында № от ДД.ММ.ГГГГ Соломгереева Х.З, была принята на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Соломгереева Х.З. обратилась в администрацию г.Тында с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, на которое ДД.ММ.ГГГГ ей был дал ответ, о том, что она не подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке (л.д. 27-28, 11).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
На основании ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев, согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами является факт отнесения истца к категории малоимущих граждан, а также объективная ее нуждаемость в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Наличие двух фактов, таких как признания жилого помещения, занимаемого гражданином на условиях социального найма непригодным для проживания и признания органом местного самоуправления гражданина малоимущим в установленном порядке, является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца Соломгереевой Х.З. жилым помещением по договору социального найма. Установив указанные выше фактические обстоятельства дела, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", суд приходит к выводу о предоставлении жилого помещения истцу общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, отвечающего установленным санитарным нормам и техническим требованиям, расположенном в черте города Тынды Амурской области.
В ходе производства по настоящему делу ответчиком подано заявление о применении к исковым требованиям Соломгереевой Х.З. срока исковой давности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п.1 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п.1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из норм жилищного законодательства, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке обусловлена соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением из муниципального жилищного фонда было реализовано истцом с момента постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При соблюдении условий обеспечения жилым помещением на условиях договора социального найма, истцу было отказано в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, срок исковой давности подлежит исчислению с момента отказа ответчика в предоставлении истцу жилого помещения во внеочередном порядке.
Принимая во внимание, что в суд для защиты нарушенного права истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, оснований для признания, что истцом пропущен срок исковой давности, не имеется.
Разрешая требования истца о признании незаконным решения Администрации города Тынды об отказе в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, направленного Соломгереевой Х.З. ДД.ММ.ГГГГ суд находит основания для их удовлетворения.
Представленными доказательствами установлено, что Постановлением Администрации города Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ Соломгереева Х.З. признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации города Тынды № Соломгереева Х.З. принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из норм жилищного законодательства, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке обусловлена соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Представленными доказательствами установлено, что Постановлением Администрации города Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ Соломгереева Х.З. признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации города Тынды № Соломгереева Х.З. принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом десяти квартирном доме по <адрес>, которого проживала Соломгереева Х.З., в результате пожара от воздействия высокой температуры строение дома уничтожено полностью (л.д. 17).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и того обстоятельства, что индивидуальный жилой <адрес> признан непригодным для проживания на основании справки врио главного государственного инспектора по г.Тында и Тындинскому району по пожарному надзору, уничтожен полностью, Соломгереева Х.З. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, признана малоимущей, у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, поэтому отказ Администрации города Тынды в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма является незаконным.
Довод стороны ответчика о том, что у истца Соломгереевой Х.З. нет доказательств законного проживания в <адрес>, судом учтен быть не может, поскольку сторона ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, не обращалась с заявлением о признании утратившей за Соломгереевой Х.З. права пользования жилым помещением.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соломгереевой <данные изъяты> к Администрации города Тынды о признании отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным и об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма удовлетворить.
Признать решение Администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении жилого помещения Соломгереевой Х.З. вне очереди незаконным.
Обязать Администрацию города Тынды предоставить Соломгереевой <данные изъяты> вне очереди жилое помещение на условиях социального найма, расположенное в черте города Тында, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим нормам, площадью не менее <данные изъяты> кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.В. Тотмянина
Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2017 года.
Копия верна Судья Тындинского районного суда
М.В. Тотмянина