Дело № 21-832/2015
Судья Таранова И.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
24 декабря 2015 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике в Московском районе г.Чебоксары Бойцовой О.Н. на решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, в отношении Черновой А.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике в Московском районе г. Чебоксары № 1400 от 16 октября 2015 года Чернова А.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей по тем основаниям, что она, являясь собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставила указанное жилое помещение ФИО и допустила её проживание без регистрации по месту жительства свыше установленного законом срока.
На указанное постановление должностного лица заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Ермолаев А.А. внес представление по мотивам необоснованного привлечения Черновой А.Ю. к административной ответственности, поскольку в соответствие с примечанием к статье 19.15.1 КоАП РФ граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное вышеуказанной статьей, если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 ноября 2015 года постановление должностного лица от 16 октября 2015 года отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Черновой А.Ю. состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, начальник отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике в Московском районе г.Чебоксары Бойцова О.Н. подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит решение судьи отменить по мотивам его незаконности.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 6 названного закона гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 этого же закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Согласно пункту 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (далее – Правила), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительство обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление, установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Исходя из содержания пунктов 5, 6, 18, 28 Правил, а также приложения 3 к административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 года N 288, заявление о регистрации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации по месту жительства подается его законным представителем.
Таким образом, в семидневный срок со дня прибытия к месту жительства регистрации подлежат все граждане Российской Федерации вне зависимости от их возраста.
Нарушение требований Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Правил).
Пункт 35 Правил устанавливает, что в случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по установленной форме.
Согласно части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания приведенных норм следует, что часть 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ содержит два состава административных правонарушений, при этом самостоятельными субъектами правонарушения являются:
1) граждане Российской Федерации;
2) наниматели, собственники жилого помещения (физические лица);
3) юридические лица.
Для каждого из приведенных субъектов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, установлены различные размеры административного штрафа, при этом основания для освобождения от административной ответственности в примечании к статье 19.15.1 КоАП РФ установлены лишь в отношении гражданина Российской Федерации и не могут быть применены к нанимателю, собственнику жилого помещения, которые являются самостоятельными субъектами административной ответственности.
Статьей 19.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Субъекты данных правонарушений разделены на граждан Российской Федерации и собственников (нанимателей) жилых помещений, при этом для каждого из указанного субъекта в примечании к статье 19.15.2 КоАП РФ, в отличие от примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ, предусмотрены самостоятельные основания для освобождения к административной ответственности.
Действующим законодательством установлен различный объем прав для гражданина Российской Федерации, прибывающего к месту жительства (прибывающая сторона), и нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставляющего гражданину Российской Федерации жилое помещение для проживания (принимающая сторона).
Прибывающая для проживания в жилом помещение сторона находится в зависимом положении от принимающей стороны, которая самостоятельно принимает решение о вселении и возможности проживания в жилом помещении прибывающей стороны. При этом Правилами для каждой их сторон предусмотрены разные обязанности, направленные на обеспечение требований об обязательности регистрации в органах регистрационного учета каждого гражданина по месту жительства (пребывания).
Гражданин Российской Федерации (прибывающая сторона) лишен возможности зарегистрироваться в жилом помещении без согласия нанимателя (собственника) жилого помещения, о чем свидетельствует необходимость представления документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, а также наличие письменного согласия принимающей стороны о вселении в жилое помещение гражданина Российской Федерации в заявлениях о регистрации по месту жительства (пребыванию); формы которых установлены административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288.
В случае, когда вселение в жилое помещение и проживание в нем прибывающей стороны происходит вопреки воле нанимателя (собственника), например по судебному решению, при этом прибывший гражданин Российской Федерации не исполняет обязанность по регистрации по месту жительства (пребывания), собственник (наниматель) имеет возможность исполнения возложенных на него статей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом путем уведомления соответствующих органов в порядке, предусмотренном пунктом 35 Правил.
Постановлением начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике в Московском районе г. Чебоксары Чернова А.Ю.привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ как собственник жилого помещения, допустивший проживание в этом жилом помещении гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства свыше установленного законом срока.
Отменяя вышеуказанное постановление должностного лица, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях собственника Черновой А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, поскольку ФИО К.А., проживавшая без регистрации в принадлежащей Черновой А.Ю. квартире, приходится ей <данные изъяты>, что является основанием для освобождения от административной ответственности в соответствии с абзацем 6 примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ.
Однако с данными выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном и расширительном толковании норм КоАП РФ.
Примечанием к статьей 19.15.1 КоАП РФ установлено, что граждане Российской Федерации в определенных случаях освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей.
Согласно абзацу 6 указанного примечания граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.15.1 КоАП РФ, в случае, если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.
Исходя из взаимосвязанных положений Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил от 17 июля 1995 года № 713, административного регламента от 11 сентября 2012 года N 288, содержания статей 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ и примечаний к указанным статьям, выделяющих гражданина Российской Федерации и нанимателя (собственника) жилого помещения в качестве самостоятельных субъектов административных правонарушений, а также учитывая существенно отличающийся объем прав и характер возложенных на нанимателя (собственника) жилого помещения и проживающих в нем лиц обязанностей, прихожу к выводу, что примечание к статье 19.15.1 КоАП РФ предусматривает освобождение от административной ответственности за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, лишь в случае, когда правонарушение совершено специальным оговоренным законодателем субъектом - гражданином Российской Федерации, который по отношению к нанимателю (собственнику) жилого помещения выступает прибывающей стороной.
Однако указанное примечание не распространяет свое действие на случаи, когда правонарушение совершено физическим лицом, которое является нанимателем (собственником) жилого помещения и имеет гражданство Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации и наниматель (собственник) жилого помещения, являющийся физическим лицом и имеющий гражданство Российской Федерации, для целей статьи 19.15.1 КоАП РФ и примечания к ней не являются тождественными понятиями, каждый из указанных лиц является самостоятельным субъектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.15.1 КоАП, поэтому наличие между указанными лицами близких родственных связей не влечет освобождение нанимателя (собственника) от административной ответственности, несмотря на наличие у него гражданства Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что решение судьи Московскогорайонного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 ноября 2015 года основано на неправильном расширительном толковании абзаца 6 примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ и необоснованном распространении его действия в отношении физического лица, являющегося нанимателем (собственником) жилого помещения и имеющего гражданство Российской Федерации, допустившего проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении без регистрации свыше установленного законом срока.
При указанных обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что в настоящее время двухмесячный срок давности привлечения собственника Черновой А.Ю. к административной ответственности, установленный 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, в отношении Черновой А.Ю. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев